Золотой век” Римской империи (II в. н

«Золотой век» Римской империи (96-192 годы н.э.)

В это время коренным образом меняются идеологические установки, определявшие взаимоотношения власти и общества. На рубеже I-II вв. в среде греко-римской интеллектуальной элиты происходит переоценка ценностей в отношении принципата как системы единоличной власти: на смену философской оппозиции с ее критикой единовластия и связанных с ним злоупотреблений пришло теоретическое обоснование монархии как наилучшей формы правления во главе с добродетельным принцепсом, который в своей деятельности руководствуется интересами граждан и соображениями высшей справедливости. Эта теория получила свое воплощение в четырех речах «О царской власти» Диона Хризостома и в «Панегирике» Плиния Младшего (100 г.).

Траян во многом соответствовал образу идеального принцепса, созданному греческими и римскими интеллектуалами. Это был незаурядный государственный деятель: разумный политик, способный полководец и опытный администратор, скромный, простой и доступный человек, чуждый властолюбия, стяжательства и страсти к наслаждениям . В своей политике Траян ориентировался главным образом на сенат, армию и провинциальную знать. С сенатом император вел конструктивный диалог, поставив его законодательную деятельность под контроль своей администрации.

В знак своей признательности сенат наградил Траяна титулом «наилучший император» (princeps optimus). В 100 г. Плиний Младший от имени сенаторов обратился к императору с такими словами: «Мы любим тебя настолько, насколько ты этого заслуживаешь, и любим тебя не из любви к тебе, а из любви к себе».

Армия была послушным и эффективным инструментом политики ирин- цепса. Значительное внимание Траян уделял жизни провинций, строго контролируя деятельность наместников. Многие знатные провинциалы при нем были включены в состав сената 1 . Это означало, что провинции окончательно перестали быть объектами грабежа имперских властей и стали органическими компонентами Римской державы. С наместниками провинций Траян состоял в регулярной переписке , стараясь держать в поле зрения всю Римскую империю.

11а фоне экономического подъема провинций тем более заметным был упадок экономики Италии. Для оказания эффективной помощи беднеющему сельскому населению первые Антонины создали так называемую алиментарную систему: государство выделило денежный фонд, из которого выдавались кредиты под 5% годовых для вложения в хозяйство. Полученные проценты шли на выплату пособий сиротам и детям бедняков (в одном только Риме пособия получали 5 тыс. детей малоимущих граждан). Кроме того, государство оплачивало их обучение в начальной школе. Алиментарная система способствовала не только возрождению сельского хозяйства Италии, но и подготовке людских резервов для римской армии.

Стабилизация внутриполитического и экономического положения империи создала предпосылки для проведения активной внешней политики. Траян довел число легионов до 30. В ходе военных кампаний 101-103 и 105-107 гг. огромная римская армия во главе с самим императором покорила сильное дакийское царство Децебала . Разбитый на иоле боя Децебал покончил с собой, римляне захватили столицу даков, город Сармизегетузу, Дакия стала римской провинцией (107 г.). Завоевание Дакии с ее плодородными почвами, золотыми приисками и природными запасами соли явилось важнейшей внешнеполитической акцией Траяна как с экономической, так и с военно-стратегической точки зрения. Огромная добыча позволила императору произвести щедрые выплаты и раздачи преторианцам, армии и плебсу, устроить в Риме грандиозные зрелища, продолжавшиеся 123 дня, травли и бои гладиаторов , а также развернуть активное строительство: были возведены великолепные термы Траяна, новый водопровод и роскошный форум Траяна с 40-метровой колонной, увенчанной статуей императора.

В 106 г. римляне завоевали Набатейское царство и превратили его в провинцию Аравию. Затем Траян стал готовиться к войне с Парфией: император хотел вытеснить парфян из Месопотамии и подчинить Армению. Выступив в поход осенью 113 г., Траян в следующем году оккупировал Армению и превратил ее в провинцию. В 115-116 гг. он разгромил войска парфянского царя Вологеза III (105-147 гг.), захватил его столицу Ктезифон и завоевал всю Месопотамию вплоть до побережья Персидского залива. На парфянский трон Траян посадил своего ставленника Партама- спата (116 г.). Однако растянутые коммуникации, недовольство местного населения римской оккупацией и серьезные волнения в восточных провинциях вынудили Траяна отвести легионы за Евфрат. Огромные материальные затраты оказались напрасны: вновь завоеванные на Востоке земли удержать не удалось. На пути в Италию, в Киликии, 64-летний Траян заболел и умер в августе 117 г. Как и его предшественник, он был обожествлен. Несмотря на провал восточной экспедиции 114-117 гг., римляне сохранили о Траяне добрую память: с тех пор в Риме вошло в обычай желать новому императору «быть счастливее Августа и лучше Траяна».

Наследником бездетного Траяна стал его двоюродный племянник и приемный сын 41-летний Публий Элий Адриан (117-138 гг.). Он стал достойным преемником «наилучшего принцепса»: умный и образованный человек, блестящий администратор и опытный военный, энергичный и дальновидный политик, новый император оказался на высоте понимания задач, стоявших перед ним. В частности, осознав бесперспективность завоевательной политики на Востоке и полное истощение государственных ресурсов, Адриан заключил с Парфией мирный договор на условиях восстановления status quo (граница была зафиксирована по Евфрату) и начал сооружение мощной оборонительной полосы на восточных рубежах империи. Благодаря предпринятым мерам мир с Парфией сохранялся в течение 44 лет. Как писал биограф императора, «при Адриане совсем не было крупных военных походов; войны также заканчивались почти без шума. Он был очень любим воинами за свою исключительную заботу о войске и за то, что по отношению к ним он был очень щедр. С парфянами он всегда был в дружбе, потому что удалил от них царя, которого дал им Траян. Армянам он позволил иметь своего царя, тогда как при Траяне у них был римский легат. От жителей Месопотамии он не требовал дани, которую наложил на них Траян. В албанах и иберах он имел верных друзей, так как их царей он щедро одарил, хотя они и отказались прибыть к нему с визитом».

Завершив дела на Востоке, Адриан взялся за аналогичное обустройство границ империи в Европе и Африке. Повсеместно начались грандиозные работы по возведению пограничных укреплений, получивших название limes. Римский лимес представлял собой систему небольших крепостей, фортов и полевых лагерей, между которыми был вырыт ров и насыпан вал, укрепленный стеной или палисадом (за ними шла дорога для оперативной переброски войск). Широкомасштабное строительство оборонительных укреплений на границе означало окончательный отказ империи от политики территориальной экспансии и переход к стратегической обороне на всех рубежах. Адриан заботился о поддержании армии в состоянии постоянной боеготовности. Он санкционировал пополнение легионов за счет не имевших римского или латинского гражданства провинциалов, поскольку количество добровольцев из числа римских граждан непрерывно сокращалось. Так была создана основа для варваризации римской военной машины, что со временем повлекло за собой серьезные социально- политические последствия.

Адриан осуществил ряд мер, направленных на укрепление имперской системы управления. Он реорганизовал совет принцепса, в состав которого вошли высшие чиновники, руководители ведомств и крупные юристы. Возросло число самих ведомств, получивших государственный статус: вместо вольноотпущенников их теперь возглавляли всадники. Отныне все управленцы имели каждый свой ранг, положенный по штату, и состояли на жалованьи (т.е. стали чиновниками). Аналогичным образом было организовано управление провинциями. Император осуществлял постоянный контроль за деятельностью наместников. Время от времени в провинции наведывались с инспекциями кураторы (curatores ) из Рима. В 118 г. Адриан простил недоимки за 16 лет на общую сумму в 980 млн сестерциев. Он учредил государственную почту и ликвидировал систему откупов, развивал алиментарную систему (в частности, император увеличил размер детских пособий) и принял ряд эффективных мер для возрождения сельского хозяйства Италии. Наконец, он упорядочил судопроизводство: по его распоряжению в 130 г. юрист Публий Сальвий Юлиан 1 на основе преторских эдиктов разработал так называемый Вечный эдикт (Edictum peipetuum), опубликованный от имени самого Адриана. С тех пор судебное правотворчество стало исключительной прерогативой императора.

Адриан часто путешествовал и много строил (особенно в Греции). Страстный поклонник греческой культуры, интеллектуал и эстет , он прославился любовью к искусству и утонченным вкусом, оставив в наследство потомкам великолепный архитектурный ансамбль виллы в Тибу ре (совр. Тиволи) площадью около 300 га, грандиозный храм Венеры и Ромы , знаменитый римский Пантеон и другие сооружения. Адриан много сделал для развития городской жизни. Одним из немногих всплесков социально- политической напряженности в его правление стало восстание в Иудее под руководством Симона Бар-Кохбы 1 (132-135 гг.). Под конец жизни, страдая от тяжелой болезни, Адриан без суда казнил нескольких сенаторов, чем навлек на себя всеобщую ненависть.

В июле 138 г. 62-летний император умер и был похоронен в огромном круглом мавзолее (ныне замок Святого Ангела в Риме). Адриан, подобно Нерве и Траяну, был бездетен. На престоле его сменил усыновленный им 52-легний Антонин Пий (138-161 гг.), давший имя всей династии. Он добился от сената обожествления покойного Адриана 1 , за что и получил агномен Pius («Благочестивый»). Биограф Антонина Пия так писал о нем: «Он выделялся своей наружностью, славился своими добрыми нравами, отличался благородным милосердием, имел спокойное выражение лица, обладал необыкновенными дарованиями, блестящим красноречием, превосходно знал литературу; был трезв; заботился о том, чтобы поля обрабатывались хорошо; был мягким, щедрым, не посягал на чужое; при всем этом у него было хорошее чувство меры и отсутствие всякого тщеславия. Он был от природы очень милосердным и во время своего правления не совершил ни одного жестокого поступка».

Получив в наследство от своего приемного отца государство в состоянии благополучия и стабильности, Антонин Пий продолжал политику предшественника и преуспел в этом. В правление благородного и гуманного принцепса римляне надолго забыли, что такое произвол и злоупотребления властей. Это был редкий для империи период относительного благоденствия и процветания. В отношении плебса продолжалась политика «хлеба и зрелищ». Император издал ряд декретов, которые регулировали отношения рабов и их хозяев: в частности, отныне господин нес ответственность за убийство раба или жестокое с ним обращение; закон предусматривал для рабов возможность заниматься коммерцией, иметь семью и вступать в деловые отношения с господами. Придерживаясь мирной политики, Антонин Пий тем не менее был вынужден много воевать: его легаты побеждали британцев и мавров, германцев и даков, подавляли волнения в провинциях и отражали набеги варваров. Кроткий и добродетельный император умер в марте 161 г. на 75-м году жизни, передав власть усыновленным им соправителям, 40-летнему Марку Аврелию (161-180 гг.) и 30-летнему Луцию Веру (16-169 гг.). Последний вел разгульный образ жизни и в управлении империей участия не принимал.

Утонченный интеллектуал, прекрасно образованный поклонник стоической философии, Марк Аврелий вошел в историю как философ на троне. После него осталось написанное по-гречески философское произведение «К самому себе». В этом сочинении Марк Аврелий писал: «Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью; и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к условиям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой. Ты видишь, как немногочисленны требования, исполнив которые, всякий сможет жить блаженной и божественной жизнью. Да и сами боги от того, кто исполняет эти требования, ничего больше не потребуют. Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, - подобно потоку, относящееся к душе - подобно сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение».

Марк Аврелий был человеком долга, нравственным и скромным; превыше всего он ставил интересы государства и в полной мере сознавал свою ответственность за судьбы империи. При нем продолжался количественный и качественный рост имперской бюрократии. Сам император активно занимался судопроизводством. Его отношения с сенаторским и всадническим сословиями были идеальными. Марк Аврелий ввел в сенат многих знатных провинциалов, особенно восточного и африканского происхождения. Император-философ, подобно своим предшественникам, ублажал столичный плебс зрелищами и хлебными раздачами, сохранил алиментарную систему и в целом довольно успешно обеспечивал внутриполитическую стабильность. Легаты Марка Аврелия без особого труда подавили восстания в Британии и Египте, а когда в 175 г. лучший полководец империи, Гай Авидий Кассий, поднял на Востоке мятеж, император отреагировал на это событие характерной фразой: «Не так плохо мы живем, чтобы он мог победить». Вскоре Кассий был убит собственными солдатами, и мятеж прекратился. За 19 лет правления против Марка Аврелия не было организовано ни одного заговора.

В то же время миролюбивому и гуманному императору пришлось вести тяжелые войны, грозившие империи крупными неприятностями. В 161- 165 гг. с переменным успехом шла война с парфянами , которые вторглись в Армению и Сирию. Вытеснив оттуда парфян, римские легионы оккупировали значительную часть Месопотамии, но закрепиться в ней не смогли и вынуждены были отступить. Тем не менее в 166 г. римским дипломатам удалось заключить с Парфией выгодный мирный договор, по которому Северная Месопотамия стала частью империи, а Армения вошла в сферу римского влияния.

В 167 г., воспользовавшись тяжелым положением Рима в связи с Парфянской войной, эпидемией чумы и неурожаями в Италии, германские племена квадов и маркоманнов, принадлежавшие к конфедерации све- вов, а также сарматы прорвали рейиско-дунайскую границу и вторглись в Северную Италию (Первая Маркоманнская война, 167-175 гг.). Для спасения Италии сенат, как и во время войны с Ганнибалом, принял чрезвычайные меры: в армию мобилизовали даже разбойников, рабов и гладиаторов, а сам Марк Аврелий распродал часть императорского имущества, чтобы добыть средства для снаряжения войск. В 169 г. римляне вытеснили варваров из Италии. В дальнейшем римские легионы очистили от врага дунайские провинции и перешли Дунай 1 . В 175 г. был заключен мир, по которому германские и сарматские племена оказались под римским протекторатом. Однако вскоре варвары возобновили свои набеги. В 177 г. Марк Аврелий был вынужден начать Вторую Маркоманнскую войну (177-180 гг.). Натиск варваров удалось отразить, обстановка на границе стабилизировалась. В марте 180 г. на 59-м году жизни Марк Аврелий умер от чумы в Виндобоне (совр. Вена). В Риме в честь императора была воздвигнута колонна, увенчанная его статуей.

Преемником Марка Аврелия стал его 18-летний сын Коммод (ISO- 192 гг.), последний представитель династии Антонинов. Это был грубый, жестокий и сластолюбивый деспот. После смерти отца Коммод заключил с квадами и маркоманнами мирный договор, после чего немедленно отбыл в Рим, где доверил управление государством своим алчным клевретам, а сам предался дикому разгулу, пьянству и разврату. Казнив жену, он завел себе гарем. Отличавшийся необычайной физической силой и крепким телосложением, император провозгласил себя «Непобедимым римским Геркулесом», появлялся на публике в шкуре льва и с палицей на плече, лично участвовал в травлях диких зверей, собственноручно убивая львов и слонов, и выступал на арене амфитеатра как гладиатор. Вконец обезумев, Коммод переименовал в свою честь все месяцы календаря и даже Рим нарек «городом Коммода» (190 г.). Его биограф писал о Коммоде: «Пьянствуя до рассвета и расточая средства Римской империи, он по вечерам таскался по кабакам и домам разврата. Для управления провинциями он посылал либо соучастников своих позорных похождений, либо людей, рекомендованных этими соучастниками. Сенату он стал до такой степени ненавистен, что и сам в свою очередь начал жестоко свирепствовать па погибель этому великому сословию и из презренного превратился в страшного».

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

Золотой век Римской империи связывают с правлением пяти хороших императоров из династии Антонинов, правивших с 96 по 180 гг. Они последовательно сменяли друг друга без династических кризисов, при этом все пять активно участвовали в управлении империей лично решая возникавшие проблемы. Имеются в виду:

Марк Кокцей Нерва (96-98 гг.):

Марк Ульпий Траян (98-117 гг.):

Публий Элий Адриан (117-138 гг.):

Антонин Пий (138-161 гг.):

Марк Аврелий (161-180 гг.).

2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Как менялись хозяйственный уклад и социальная структура римского общества и права его граждан?

Причины кризиса Римской империи.

Падение среднегодовых температур привело к кризису в сельском хозяйстве.

Император Септимий Север изменил систему управления армией. До него командирами (легатами) легионов были политики, для которых эта должность была всего лишь кратким эпизодом в карьере. Солдаты не считали их своими. Север ввёл практику назначения легатов легионов из командиров низшего звена. Вскоре появились люди, всю жизнь проведшие в армии, которым доверяли солдаты и которые стали получать высшие командные должности, то есть политический вес. Именно такие люди становились так называемыми солдатскими императорами, гражданские войны между которыми несколько десятков лет терзали Римскую империю.

После хороших императоров настало правление нескольких плохих на рубеже II-III веков. Некоторые из сменявших тогда друг друга императоров совсем не занимались управлением империей, а только удивляли народ своими чудачествами и жестокостями.

Длившиеся несколько десятков лет гражданские войны нарушили экономические связи между провинциями, сделав нерентабельными товарные хозяйства, процветавшие до этого крупные латифундии, большинство хозяйств становилось натуральными, экономически единая империя при натуральном хозяйстве уже не была нужна.

Легионы несколько десятков лет занимались войной друг с другом, а не с внешними врагами. За это время дикие племена на границах империи привыкли к успешным походам в империю, которые приносили богатую добычу, разведали маршруты таких походов и не собирались отказывались.

– Во время гражданских войн все стороны привыкли использовать варваров в качестве наёмников, после окончания гражданских войн эта практика была продолжена. В результате римская армия состояла уже преимущественно не из римлян, а из варваров, причём на всех уровнях, включая высшие командные должности.

Казавшаяся людям нескончаемой полоса бедствий привела к духовному кризису в империи в результате которого популярность набрали новые культы, главными из которых оказались митраизм и христианство.

В результате гражданских войн, как было сказано выше, в Римской империи возобладало натуральное хозяйство. При натуральном хозяйстве, в отличии от товарного, использование рабов перестало быть эффективным, их доля в обществе сокращалась. Вместо них увеличивалось число колонов – зависимых людей, работавших на земле хозяина за часть урожая (из этого института позже развилось сословие крепостных). В ходе кризиса римскими гражданами стали все жители империи. Из-за этого гражданство перестало быть привилегией, как раньше, оно перестало нести дополнительные права, остались только обязанности в виде налогов. А после обожествления правителя граждане окончательно превратились в подданных.

3. Подумайте: какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина?

Диоклетиан и Константин обожествили власть императоров, надеясь этим предотвратить дальнейшие выступления военно начальников (добиться этой цели они не смогли). Кроме того, новое административное деление империи на более мелкие по размеру провинции и перевод многих чиновников с денежного на натуральное довольствие (которое проще было доставлять в центры более мелких провинций) отвечала изменившимся экономическим условиям, фактическому переходу империи к натуральному хозяйству.

4. Заполните таблицу. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

Как видно из таблицы, внутренних причин падения Западной Римской империи было больше, они играли большую роль. Рим времён хороших императоров, возможно, смог бы выдержать натиск Великого переселения народов, ослабленное кризисом государство с этой задачей не справилось. С другой стороны, именно варварский натиск привёл к усугублению кризиса и не дал времени на его преодоление. Потому по-настоящему нельзя разделять внутренние и внешние причины, к падению Западной Римской империи привело их сочетание.

5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.

В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.

6. Составьте развернутый план ответа по теме «Падение Западной Римской империи».

1. Усиление натиска народов из потока Великого переселения на границы Римской империи.

2. Разрешение вестготам селиться на римской территории.

3. Восстание вестготов в 378 г. и их успешные действия против римских войск.

4. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную после смерти Феодосия Великого в 395 г.

5. Поселение новых варварских племён на римской территории и их восстания.

6. Периодические восстания римских полководцев (со временем всё чаще из числа варваров), их попытки узурпировать престол.

7. Борьба против вторжения гуннов.

8. Правление в Западной Римской империи часто сменявшихся слабых, нередко малолетних императоров.

9. Переворот Одоакра, конец Западной Римской империи.

Гипермаркет знаний >>История >>История 10 класс >>История: Закат Римской империи

Закат Римской империи

Потрясения, охватившие Азию, не обошли стороной и Европу. Величайшая империя мира, Римская, память о которой веками влияла на жизнь европейских народов, от cвoero расцвета быстро склонилась к упадку. Он ознаменовал наступление новой исторической эпохи - Средних веков.


Золотой век Рима

В начале ll века достигла вершины свoeгo могyщества. При императоре Трояне (правил в 98-117) власть империи признали Дакия, Аравия, Армения, Месопотамия, При Адриане (правил в 117 - 138) особое внимание уделял ось укреплению гpаниц империи, совершенствованию управления ее обширными владениями. Значительное развитие получили правовые нормы: римское право впоследствии стало образцом для подражания в средневековой Европе.

Быстрыми темпами внутри империи развивалось разделение труда между провинциями. Североафриканские земли были ее житницами. В галлии расцветали ремесла. Она поставляла на рынки империи керамику, стекло, металлические изделия, полотна, сукно, Италия и Испания производил и вина, масло, металлы. В Дакии добывалось золото. Восточные провинции стали перевалочным пунктом торговли со странами Азии, в том числе и с Китаем. Сложился Великий шелковый путь, по которому товары из Китая через Памир, Ферганскую долину, Парфию и Армению доставлялись в Рим . Возникали новые центры ремесла и торговли.

Богатства, стекающиеся в Рим, позволили императорам превратить жизнь римского плебса в сплошное увеселение. Почти половина дней в году считались праздничными. В "Вечном гopoдe" постоянно шли театральные представления, бои гладиаторов, схватки с дикими зверями. Увеселения организовывались и для жителей провинций.

Императоры опирались на местную знать, которая получила доступ в сенат. В галлии, Испании, многих других провинциях открылись школы, гдe преподавали латынь, греческий, дaвали уроки риторики. Приобрели популярность латинские имена, высшие слои населения отличало знание римских поэтов (Овuдuя, 43 до н.э. - 18н.э., Вергилия, 70-19 до н.э.; Гopaция, 65 до н.э. - 8 н.э.), сатирических произведений Ювенала (60-127), Лукuана (90-120), высмеивавших невежество и тщеславие.

Римлянам были хорошо известны идеи греческих философов. Однако наибольшей популярностью у них пользовались воззрения стоиков, связывавших спокойствие духа с соблюдением этических норм, служением общественным интересам. В Риме сторонниками стоицизма были Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.). Эпuктет (5-140), автор многих философских трудов, последний император золотого века Марк Аврелий (правил в 1бl-180).

Кризис Римской империи

К концу II века из-за изменений климата условия земледелия в Римской империи начали ухудшаться. Наступление пустынь подрывало хозяйства Северной Африки. Участившиеся похолодания стали причиной падения урожайности в Италии , Галлии, Испании. Начался голод, во многих провинциях вспыхнула чума. Восстания крестьян, к которым присоединялись рабы, вызвали упадок хозяйства и тоpговли. Сократились поступления от налогов, стало затруднительным набирать войска и платить им жалованье.

Недовольство в армии привело к целой серии военных переворотов. Империя погpузилась в пучину гpажданской войны (193- 197). Политический кризис продолжался почти столетие. У власти чередовались так называемые «солдатские- императоры, выходцы из apмейской среды. Ни один из них не контролировал полностью все римские владения.

Стремясь обеспечить себе поддержку в армии, "солдатские" императоры наделяли ветеранов- легионеров землей, в том числе и за счет конфискации пришедших в упадок хозяйств крупных землевладельцев (сальтусов). В условиях изменения климата, подрыва торговыx связей они утратили эффективность, их продукция не нaходила сбыта, не окупал ось даже содержание рабов. Земельные собственники сочли самым выгодным для себя выделять рабам нeбольшие наделы земли (пекулии). За пользование ими раб должен был отдавать владельцу земли часть урожая (около трети) и отpaбатывать на нeгo до двух недель в год. Часть земли сдавалась в аренду свободным гoрожанам (колонам) на таких же условиях. С течением времени положение рабов и колонов перестало существен но различаться.

Избытки продуктов, оставшиеся после расчета с собственником земли и не использованные для личного потребления, рабы и колоны не продавали, а меняли на изделия ремесленников , товapно-денежные отношения постепенно вытеснялись натуральным обменом.

Рабы и колоны не платили налогов, все расчеты с властями брал на себя владелец земли. Мелкие же землевладельцы, вынужденные самостоятельно платить налоги, беззащитные перед произволом чиновников, быстро разорялись. Таким образом, целые поселения принимали покровительство крупных землевладельцев, их жители добровольно переходили на положение колонов.

Торгoвые города пустели и приходили в упадок Основной хозяйственной единицей стали oгpoмныe имения, при которых возникали небольшие центры ремесла и торговли, обслуживающие окрестные села и поселения колонов.

Изменения в экономической жизни Римской империи способствовали стабилизации политического положения. Колоны стали источником пополнения армии - основной опоры императорской власти. При Диоклетиане (правил в 284- 305), который был сыном раба-вольноотпущенника из Далмации и отличился при подавлении восстаний в Африке и Галлии, власть империи над ее владениями была полностью восстановлена. Все население Римской империи, кроме рабов, получило права ее гpаждан. Тем самым привилегированное положение жителей Италии оказалось отменено, власть ceнaгa была подорвана. Административная реформа разделила империю на четыре части -Галлию, Италию, Иллирию и Восток.

Диоклетиан взял себе в управление Восток, где хозяйственная жизнь, торговля, крупные города не пришли в такой упадок, как в запIадных провинциях. Резиденцией императора стал город Никомедия в Малой Азии. При преемнике Диоклетиана, Константине l (правил в 306-337), в столицу империи превратился гpеческий гoрод Византий, переименованный в Константинополь.


Христианство в Римской империи

Римские власти проявляли терпимость в вопросах веры. Сами римляне верили в существование богов, олицетворяющих силы природы и покровительствующих определенным видам деятельности. Cтapшим из богов считался Юпитер, богом морей - Нептун, войны - Марс, торговли - Меркурий и т.д.

В покоренных странах римляне обычно не принуждали местное население к принятию своей веры, мирились с тем, что оно придерживается собственных религиозных воззрений. Однако в отношении христианства делалось исключение. Eгo рассматривали как враждебную Риму религию. Мнoгие римские императоры преследовали первых христиан, их травили львами на аренах колизеев для увеселения плебса, гонения продолжались на протяжении двух с половиной веков.

Причины такой нетерпимости состояли в том, что христиане, которые исповедовали веру в единого Бога, отвергали как языческие все остальные религиозные воззрения. Рост числа христиан вел к yтрате влияния и доходов жрецов многочисленных храмов Римской империи и ее владений. Христиане не признавали божественности императоров, которых жрецы провозглашали подобными богам. Многие из христиан, проповедуя ненасилие, отказывались служить в армии. Их идеи о равенстве всех людей перед Богом воспринимались как вызов порядкам рабовладельческой империи, где рабы считались низшими существами.

Несмотря на гонения, число христиан, особенно в условиях кризиса, охватившего Римскую империю во ll веке, увеличивалось. Преследования заставили христиан создать сильную, хорошо организованную, сплоченную церковь, способную противостоять властям. Распространение христианских идей смирения и ненасилия стало рассматриваться в среде знати как средство удержания в повиновении рабов и колонов. В новых условиях приверженцами христианства становились многие богатые римляне.

В 313 г. между императором Константином и христианами был дoстигнут компромисс. Они признали божественность императорской империи власти (но не личности императора), согласились не уклоняться от воинской службы. Константин предоставил им свободу вероисповедания, освободил от обязанности совершения языческого обряда поклонения императору как живому богy. Христианская церковь получила право принимать наследства и дарения, была освобождена от налогов. Церковный суд уравняли в правах с государственным. Император стал щедро одаривать христиан и к концу жизни сам крестился.

Этот шаг обеспечил Константину поддержку христиан и их цepкви, которая быстро превращалась во влиятельную политическую и экономическую силу. Меньше чем за столетие к ней перешло около 1/10 всех земель империи.

Изменение положения христианской церкви сопровождалось возникновением соперничества между ее иерархами за господствующее положение. Широкое распространение получили толкования христианства, отличающиеся от общепринятых. Так, александрийский пресвитер Арий считал, что Христос, сотворенный Богом-Отцом, не равен и не единосущен Ему, как считало большинство епископов.

В 325 г. в Никее был собран Вселенский собор (собрание всегo христианского духовенства). На нем был принят Символ веры - краткое изложение сути христианского учения, устaновлены единые правила совершения обрядов. Уклонения от утвержденных канонов, в первую очередь арианство, были осуждены как ереси, несовместимые с принадлежностью к христианской церкви.

Последняя попытка наступления на христианство была предпринята при императоре Юлиане (правил в 361-363), который, полагая, что внутренние распри ослабили христиан, попытался возродить старые верования, восстановить пришедшие в запустение языческие храмы. Эта попытка не увенчалась успехом. После гибели Юлиана в войне с персами императоры решительно подцерживали христианство.

При императоре Феодосии (правил в 379- 395) были запрещены все религии, кроме христианства. Преследованию стали подвергаться также сторонники различных еретических (не утвержденных Coборами) eгo направлений. Земли, остававшиеся у языческих храмов, были конфискованы, большинство из них

Падение Западной Римской империи

В IV веке усилился натиск племенных союзов Северной, Цeнтральной и Восточной Европы на владения Западной Римской империи.

Из-за изменений климата ранее занимавшиеся ими земли уже не могли прокормить возросшее население. Целые племена двигались на юг, оседая в сельской местности римских провинций, в частности в Галлии.

Другой причиной вторжений народов на территорию империи было наступление гyннов, которые, продвигаясь с востока, к cepeдине IV века достигли Ceверноoгo Причерноморья. Они теснили племена сарматов и ютов, жившие между Днестром и Дунаем. С ceвера на готов наступали славянские племена. Готы, в свою очередь, направлялись в Центральную Европу и на юг, на территорию Римской империи.

Власти империи, особенно в периоды междуцарствий, обострения борьбы за власть, не препятствовали освоению "варварами" римских владений, тем более что они уже не были чуждыми империи. Многие германские племена приняли христианство, их дружины состояли на службе у римских военачальников.

Becтготам (западным готам, спасающимся от гyннов, разрешалось селиться южнее Дуная. Пополнение населения империи порождало надежды на увеличение размера собираемых податей, новые наборы в армию.

Римские власти, однако, не учли, что привыкшие самостоятельно решать свои проблемы"варвары" не будут покорно сносить поборы чиновников. Becтгoты восстали, к ним примкнули рабы и колоны. И В 378 г, они разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом войскам Феодосия удалось на время усмирить Becтготов.

После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя, который превратился в столицу Восточной Римской империи (Византии). Вновь подняли мятеж вecтготы. Опустошив Грецию и Иллирию, они начали совершать набеги на Италию. В 410г. король вестготов Аларux (З70-410) захватил и разгpабил Рим. Столицу Западной Римской империи перенесли в Paвенну, на север Италии.

Одновременно германские племена вандалов, аланов и свевов ворвались в галлию и Испанию. В 429 г. , завладев флотом, вторглись в Северную Африку, гдe основали свое государство.

Сильнейший удар по империи нанесли гунны, земли которых простирались от Кавказа до современной Beнгрии. Их предводитель Аттила (4З4-45З) в 436 г. начал наступление на Европу. Войска гyннов вторглись на Балканский полуостров, разорили более 70 гoродов, заставили Восточную Римскую империю платить дань. Пройдя германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вecтгoтoв, франков, бургyндов на время объединиться с римлянами и выступить против Атгилы, который был разбит в 451 г.в Галлии, Отступая, гyнны разгpабили Северную Италию. После смерти Аттилы союз гyннских племен распался, и под натиском гoтов они откочевали в Северное Причерномuрье.

В Западнuй Римскuй империи вновь началась борьба за власть: за 21 год сменилось девять императоров. В ходе междоусобиц Рим был взят и разгpаблен войсками вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр (4З1-49З) свepг последнегo императора Ромула Aвгycтa и с одобрения сената был провозглашен конунгом (королем) Италии.


Восточная Римская империя признала законность власти Одоакра, которому был присвоен титул патриция.

С падением Западной Римской империи переселения народов не завершились, они продолжались до VIII века. На территории бывшей империи возникли десятки королевств, однако ореол ее величия еще долго влиял на их политику. Многие королевские династии Европы вели отсчет своей истории со времен империи, считая себя законными преемниками ее власти.

Вопросы и задания

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могyщество империи?
2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Какие изменения произошли в хозяйственном укладе Рима? Перечислите черты колоната и укажите eгo отличия от рабовладения.
3. Подумайте. какие цели преследовал и административные peформы Диоклетиана и Константина.
4. Заполните таблицу:

Причины упадка Рима
Внутренние
Внешние

Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?
5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?
6. Составьте развернутый план по теме «Падение Западной Римской империи».

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

Золотой век Римской империи связывают с правлением пяти хороших императоров из династии Антонинов, правивших с 96 по 180 гг. Они последовательно сменяли друг друга без династических кризисов, при этом все пять активно участвовали в управлении империей лично решая возникавшие проблемы. Имеются в виду:

Марк Кокцей Нерва (96-98 гг.):

Марк Ульпий Траян (98-117 гг.):

Публий Элий Адриан (117-138 гг.):

Антонин Пий (138-161 гг.):

Марк Аврелий (161-180 гг.).

2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Как менялись хозяйственный уклад и социальная структура римского общества и права его граждан?

Причины кризиса Римской империи.

Падение среднегодовых температур привело к кризису в сельском хозяйстве.

Император Септимий Север изменил систему управления армией. До него командирами (легатами) легионов были политики, для которых эта должность была всего лишь кратким эпизодом в карьере. Солдаты не считали их своими. Север ввёл практику назначения легатов легионов из командиров низшего звена. Вскоре появились люди, всю жизнь проведшие в армии, которым доверяли солдаты и которые стали получать высшие командные должности, то есть политический вес. Именно такие люди становились так называемыми солдатскими императорами, гражданские войны между которыми несколько десятков лет терзали Римскую империю.

После хороших императоров настало правление нескольких плохих на рубеже II-III веков. Некоторые из сменявших тогда друг друга императоров совсем не занимались управлением империей, а только удивляли народ своими чудачествами и жестокостями.

Длившиеся несколько десятков лет гражданские войны нарушили экономические связи между провинциями, сделав нерентабельными товарные хозяйства, процветавшие до этого крупные латифундии, большинство хозяйств становилось натуральными, экономически единая империя при натуральном хозяйстве уже не была нужна.

Легионы несколько десятков лет занимались войной друг с другом, а не с внешними врагами. За это время дикие племена на границах империи привыкли к успешным походам в империю, которые приносили богатую добычу, разведали маршруты таких походов и не собирались отказывались.

– Во время гражданских войн все стороны привыкли использовать варваров в качестве наёмников, после окончания гражданских войн эта практика была продолжена. В результате римская армия состояла уже преимущественно не из римлян, а из варваров, причём на всех уровнях, включая высшие командные должности.

Казавшаяся людям нескончаемой полоса бедствий привела к духовному кризису в империи в результате которого популярность набрали новые культы, главными из которых оказались митраизм и христианство.

В результате гражданских войн, как было сказано выше, в Римской империи возобладало натуральное хозяйство. При натуральном хозяйстве, в отличии от товарного, использование рабов перестало быть эффективным, их доля в обществе сокращалась. Вместо них увеличивалось число колонов – зависимых людей, работавших на земле хозяина за часть урожая (из этого института позже развилось сословие крепостных). В ходе кризиса римскими гражданами стали все жители империи. Из-за этого гражданство перестало быть привилегией, как раньше, оно перестало нести дополнительные права, остались только обязанности в виде налогов. А после обожествления правителя граждане окончательно превратились в подданных.

3. Подумайте: какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина?

Диоклетиан и Константин обожествили власть императоров, надеясь этим предотвратить дальнейшие выступления военно начальников (добиться этой цели они не смогли). Кроме того, новое административное деление империи на более мелкие по размеру провинции и перевод многих чиновников с денежного на натуральное довольствие (которое проще было доставлять в центры более мелких провинций) отвечала изменившимся экономическим условиям, фактическому переходу империи к натуральному хозяйству.

4. Заполните таблицу. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

Как видно из таблицы, внутренних причин падения Западной Римской империи было больше, они играли большую роль. Рим времён хороших императоров, возможно, смог бы выдержать натиск Великого переселения народов, ослабленное кризисом государство с этой задачей не справилось. С другой стороны, именно варварский натиск привёл к усугублению кризиса и не дал времени на его преодоление. Потому по-настоящему нельзя разделять внутренние и внешние причины, к падению Западной Римской империи привело их сочетание.

5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.

В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.

6. Составьте развернутый план ответа по теме «Падение Западной Римской империи».

1. Усиление натиска народов из потока Великого переселения на границы Римской империи.

2. Разрешение вестготам селиться на римской территории.

3. Восстание вестготов в 378 г. и их успешные действия против римских войск.

4. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную после смерти Феодосия Великого в 395 г.

5. Поселение новых варварских племён на римской территории и их восстания.

6. Периодические восстания римских полководцев (со временем всё чаще из числа варваров), их попытки узурпировать престол.

7. Борьба против вторжения гуннов.

8. Правление в Западной Римской империи часто сменявшихся слабых, нередко малолетних императоров.

9. Переворот Одоакра, конец Западной Римской империи.

Правление пяти принцепсов династии Антонинов (Нервы, Траяна, Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия) считается периодом стабильности Империи, временем устойчивой центральной власти. Большинство источников говорят о равновесии в социальной и политической сферах, которое положительным образом отразилось на государстве. Эпоха так называемого «золотого века» , наступившая после гражданских войн и террора, представляется временем, когда происходит трансформация системы принципата, переход её на более высокий уровень.
Причина, почему именно это время рассматривается многими историками, как золотое время Римской империи, заключается в следующем. Старый республиканский принцип устройства государственной власти в Древнем Риме постепенно изживал себя. Этот принцип правления возник на самой ранней стадии развития римского общества после того, как плебеи (торговцы, ремесленники и вообще низы общества) сумели в жесткой политической борьбе с патрициями (старая аристократическая верхушка) добиться для себя равных политических прав. Это способствовало развитию демократических традиций в Риме, но одновременно ограничило возможности обращения в рабство граждан города. Если раньше в рабы мог попасть любой задолжавший и не имеющий шансов вернуть долг плебей, то после обретения равных с патрициями прав это было уже невозможно. Должник мог потерять все имущество, но свободу сохранял. Однако, невысокий уровень развития производительных сил того времени требовал постоянного притока рабской силы. И если нельзя было получить рабов внутри города, значит следовало их искать вне города. По этой причине Рим встал на путь постоянной агрессии против соседних народов. Постоянные войны для приобретения рабской силы из числа завоеванных соседних народов способствовали развитию военного дела и процветанию экономики. Но они же подрывали демократические основы государственного устройства города. Политическое влияние армии и удачливых полководцев постоянно росло. Солдаты привыкали зависеть от своего командира, а не от далекого и чуждого им римского Сената. В этой ситуации рано или поздно обязательно должен был наступить момент, когда наиболее удачливые полководцы попробуют захватить в свои руки верховную власть. И такие честолюбцы появились: это Марий, Сулла, Помпей, Красс и наконец Цезарь. Но захват власти и установка монархического строя правления в государстве с продолжительными демократическими традициями обязательно сопровождается тяжелыми гражданскими войнами: старый строй просто так не уходит. Для того, чтобы идея монархии прочно установилась в государстве, нужно чтобы она вначале прочно установилась в сознании большинства граждан государства. А для этого требуется много времени. Пока монархическая идея не овладела массами, всегда будут происходить попытки ее свержения. И значит, будут возникать постоянные заговоры, военные и политические потрясения. А вот когда она наконец становится господствующей, тогда эти потрясения кончаются: новое окончательно победило старое. И чисто исторически получилось так, что монархическая идея стала господствующей в римском обществе именно к началу правления Антонинов. Поэтому в их правление прекратились заговоры, потрясения и гражданские войны, постоянно терзавшие Рим в предшествующие времена. С другой стороны, к этому времени сильных соседей, способных угрожать существованию Рима, у империи уже не осталось. Поэтому внешняя угроза также исчезла. Неудивительно, что именно это время стало восприниматься современниками и их ближайшими потомками, как "золотое время" империи.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...