Система защиты безработных граждан представляет собой комплекс экономических, организационных и правовых форм и способов. Гарантии законности: понятие и виды Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Любое управленческое решение связано с экономическими, организационными, социальными, правовыми и технологическими интересами организации, которые учитываются в комплексе при принятии управленческих решений.

Экономическая сущность УР чаще всего является доминирующей, т.к. для любого предприятия или организации получение прибыли является основной целью. Учитывая то, что любое управленческое решение имеет себестоимость, экономия финансовых средств и любых других материальных ресурсов на разработку УР приветствуются, а излишние непредполагаемые траты отвергаются. Эффективные и качественные решения должны принести предприятию доход, ошибочные приводят к убыткам.

Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что для разработки и реализации УР предприятиедолжно иметь соответствующие возможности, такие как:

· необходимый профессиональный квалифицированный персонал;

· инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственности работников;

· требуемые ресурсы, в том числе и информационные;

· техников и технологии соответствующие требованиям сегодняшнего дня;

· систему контроля;

· возможности постоянной координации их работы.

Возможности для организации процесса разработки и реализации решения настолько важны, что отсутствие одного из условий может повлечь за собой невозможность его разработки или невозможность оптимальности его реализации.

Социальная сущность заложена в механизме управления персоналом. Деятельность всех участников процесса должна быть согласована, при этом учтены интересы и потребности, представлены мотивы и стимулы, определены ценностные ориентации, исключены опасения и тревоги. Цель управленческого решения определяет социальную сущность. Выявляются приоритетные установки коллектива, такие как создание удобной рабочей обстановки и комфортных психологических отношений, всестороннее профессиональное, образовательное и культурное развитие личности, демократическое управление в коллективе.

Правовая сущность проявляется в создании правового поля, в котором осуществляется управление. Строгое соблюдение законодательных актов, обязательств, уставных документов компании или предприятия дадут возможность управлять без нарушения и ущерба для производства. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. В случае отмены уже разработанного решения компания может понести большие потери. Для снижения правового риска многие компании проходят правовую экспертизу. Специально для самостоятельной оценки правовых актов созданы современные информационно- правовые программы «Гарант», «Консультант Плюс», которые помогают руководителям в их управленческой деятельности.

Технологическая сущность проявляется в обеспечении необходимыми техническими, информационными и технологическими материалами и ресурсами. Планируя разработку и реализацию УР, руководитель формирует технологическую основу.

Экономические формы и способы защиты заключаются в разработке инвестиционных программ занятости населения, в использовании рычагов налогово-кредитного регулирования по поддержанию предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих рабочие места для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, разработке системы материальных компенсаций в случае безработицы.

В России с июня 1992 г. государственным регулированием рынка рабочей силы занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Кроме государственной службы занятости существуют еще и негосударственные, коммерческие службы по трудоустройству. Чаще всего эти службы характеризуются направленностью своей деятельности на определенные слои населения, например молодежь, демобилизованных из вооруженных сил и т.п.

Эффективность организационных мер социальной защиты безработных зависит от развитости инфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличие институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех и других. Такими организациями могут быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации государственного посредничества в вопросах социального партнерства. Включение специальных органов в систему отношений субъектов рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий между ними, организовывать и регулировать политику занятости с помощью разнообразных экономических инструментов и правовых норм.

К правовым формам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.

Государство предоставляет постоянно проживающим на его территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости:

Свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда;

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны ФСЗ;

В соответствии с заранее поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам учебных заведений подходящей работы;

Бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных учреждениях с выплатой стипендии;

Компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

Возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

Правовую защиту от необоснованного увольнения (КЗоТ РФ ст. 40, ФЗ «О занятости населения», ст. 12).

Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной политики в области содействия занятости:

Обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации прав на добровольный труд и свободный выбор занятости;

Развитие трудовых ресурсов;

Предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;

Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

Обеспечение социальной защиты в области занятости;

Создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поисках работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;

Сочетание местных мер с централизованными в области занятости;

Поощрение работодателей, создающих рабочие места.

Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются граждане:

Работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе ИТД (включая фермеров, творческих работников), предприниматели, а также члены производственных кооперативов. Иногда возникают сложности при отнесении к числу занятых членов семей фермеров. Если фермерское предприятие зарегистрировано как семейное, принадлежащее членам семьи на основе права общей долевой собственности, то членов семьи фермера следует относить к занятым. Если же зарегистрировано ИТД одного из членов семьи, то считать других членов семьи занятыми нет основания;

Избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность в органах законодательной и исполнительной власти, а также в общественных организациях различного типа;

Военнослужащие любых родов войск, служащие в органах БД;

Трудоспособные учащиеся любых очных заведений, включая обучение по направлению СЗН;

Временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.д.).

Понятие «занятые граждане» является более широким по сравнению с понятием «работники». Работники – это один из видов занятых.

Поскольку принуждение к труду запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще, решает свободно только сам гражданин.

Если нужда не заставляет, человек может не связывать себя с выполнением оплачиваемой работы, а заниматься воспитанием детей, домашним хозяйством, общественной деятельностью.

Исключение делается для случаев, установленных законодательством. Это могут быть предусмотренные УК наказания за преступления в виде исправительных работ, которые назначаются на срок от одного месяца до одного года и отбываются в соответствии с приговором суда, либо по месту работы осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ. Из заработка осужденного производится удержание в размере, установленном судом (в пределах от 5 до 20 % заработка).

Таким образом, безработные являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработным относятся трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период соответствовали трем критериям:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

По методологии МОТ, при отнесении к безработным должны быть соблюдены все три категории.

Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Зарегистрированные органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия).

Современный малый бизнес функционирует в рамках законодательных норм, устанавливающих целый ряд ограничений на режим работы и отдыха наемных сотрудников, социальных гарантий и безопасности труда. Индивидуальные предприниматели и владельцы малых предприятий должны соблюдать нормы Гражданского кодекса, экологического, природоохранного и эпидемиологического законодательства, договорного и финансового права. В поле их внимания должны постоянно присутствовать особенности налогового права и закона о защите прав потребителей.

Экономико-правовое регламентирование деятельности малого предприятия имеет не только внешний характер, связанный с необходимостью использования законов, издаваемых государством. Большое значение имеет внутреннее упорядочивание бизнес-процессов и взаимоотношений между сотрудниками предприятия, основанное на внутрифирменных правовых актах и документах – приказах и распоряжениях, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях об оплате труда и премировании сотрудников, должностных инструкциях, рекомендациях по работе с клиентами, кодексами деловой этики, принятых на малых предприятиях. Внешняя и внутренняя (частная) законодательная среда, в которой действует малый бизнес, образует правовое поле, обладающее как общими, так и особенными характеристиками (см. рис.1).

Из рис.1 видно, что правовое поле, в котором функционирует малое предприятие, складывается из внешней законодательной среды, которая является универсальной для малого бизнеса, и внутренней среды (частного права), которая всегда индивидуальна для любой компании.

Как внешняя, так и внутренняя правовая среда малого предприятия не остаются статичными и неизменными во времени. Законодательная и исполнительная власть постоянно видоизменяет и совершенствует действующие правовые акты, создает новые и отменяет старые. Практически ежегодно меняются правила игры для малого бизнеса в плане изменения налоговых ставок и местных коэффициентов, правил ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, взаимодействия с пенсионным фондом, фондами социального и обязательного медицинского страхования. Вместе с правовой средой меняются и технологии взаимодействия с государственными органами, которые все более смещаются в интернет.

В соответствии с изменением законодательной базы и конъюнктурой рынка меняется и правовое поле малого предприятия. На усиление конкуренции со стороны аналогичных предприятий владельцы малого бизнеса вводят новые системы оплаты труда и премирования сотрудников, ужесточают дисциплинарную практику (регламентируя прием сотрудниками алкоголя не только в рабочее, но и внерабочее время; строже подходят к разглашению служебной информации, хищениям интеллектуальной собственности). Изменяются также подходы во взаимодействиях с партнерами, поставщиками и финансово-кредитными организациями, отношения с которыми переводятся на более совершенную правовую платформу.

В связи с постоянными изменениями внешней правовой среды и экономической ситуации на рынках, владельцам малых предприятий приходится все время держать «руку на пульсе», отслеживая законодательные изменения макросреды и внося надлежащие коррективы во внутреннюю правовую документацию. Сделать это в одиночку, не опираясь на поддержку специалистов из различных отраслей права практически невозможно. Поэтому для собственников малых предприятий остается выбор – либо нанимать в штат юриста, либо обращаться за квалифицированными правовыми консультациями в специализированную фирму на разовой основе или на условиях абонентского обслуживания.

Но может быть, можно обойтись без услуг юристов, сэкономив на оплате их труда? В принципе, это возможно, но лишь до тех пор, пока не начинают прорываться наружу изъяны, связанные с отсутствием систематической правовой работы. И тогда неразумная экономия оборачивается многократными убытками от судебных исков, неустоек и различного рода санкций. Урегулировать ситуацию удается лишь с помощью больших затрат на приглашенных юристов и на судебные издержки. Другими словами, выясняется, что скупой платит дважды. Поясним сказанное следующим образом.

Действуя в условиях рыночной неопределенности, субъекты малого предпринимательства принимают на себя различные риски – их могут подвести партнеры по бизнесу, не выполнить свои обязательства поставщики, предъявить необоснованные претензии налоговые и таможенные органы. Никогда нельзя исключать случаев недобросовестной конкуренции, вымогательства, рейдерства и тому подобных обстоятельств.

Стремясь обезопасить себя и ограничить возможные риски, владельцы малых предприятий обращаются за услугами к профессиональным юристам, которые на возмездной основе своими действиями реализуют:

а) охранно-правовую функцию – то есть, используя свой опыт и профессиональные знания, защищают интересы клиента от возможных претензий и посягательств третьих лиц с помощью закона и необходимых правовых процедур. Оплачивая услуги юристов, собственники малых предприятий обеспечивают своему бизнесу интеллектуальную охрану в рамках национального и международного права.

б) функцию внутренней регламентации управленческих и организационных вопросов внутри предприятия . Известно, что повседневная деятельность любого юридического лица связана с изданием множества приказов и распоряжений, с упорядочиванием должностных прерогатив и полномочий тех или иных подразделений или лиц, с вопросами найма и увольнения, выплат зарплат и бонусов. Эти и другие вопросы решаются не произвольно, а с соблюдением трудового, финансового, природоохранного и иного права, ограждающего всех участников совместной деятельности от злоупотреблений. Квалифицированная помощь юриста в этих вопросах совершенно необходима.

в) экономическую функцию . Осуществляя хозяйственную деятельность, индивидуальные предприниматели и юридические лица постоянно сталкиваются с проблемами правильной уплаты налогов, заключения адекватных договоров с поставщиками и торговыми организациями, с судебными тяжбами с другими участниками рынка, а также с контролирующими и надзорными инстанциями.

Надо ли говорить, что суммы предъявляемых исков к контрагентам сделок бывают подчас весьма значительными. Крупными могут быть потери, связанные с неправильной выплатой налогов, – предприятие-плательщик может иметь законные преференции, вычеты и налоговые каникулы, но в силу плохого знания налогового и финансового права ежемесячно терять денежные средства. Хороший специалист в области налогов, финансового и кредитного законодательства, а также иных отраслей права (например, законодательства об инвалидах, работающих на предприятии) избавит юридическое лицо от выплат там, где это не нужно. Указанная выше триада правовых услуг представляет собой основу юридического сопровождения малого бизнеса.

Функционирование Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях осуществляется как деятельность всех организационных структур системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях по планированию, подготовке и осуществлению комплекса организационных, социально-экономических, инженерно-технических и специальных мероприятий, а также действия сил и средств, входящих в эту систему, с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Мероприятием по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций называется совокупность организационных действий, направленных на решение какой-либо из задач по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняемых органами повседневного управления, силами и средствами территориальных, функциональных и ведомственных подсистем Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Важнейшими в ЕГСЧС являются прогнозирование и предотвращение ЧС и профилактика возникновения источника ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций (предупреждение ЧС) - это прогнозирование и предотвращение ситуаций, своевременное информирование органов руководства и повседневного управления и населения о вероятности или неизбежности возникновения чрезвычайной ситуации и заблаговременная подготовка к ней, а также оповещение населения о ее начале или непосредственной угрозе.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций (прогнозирование ЧС) осуществляется как разработка вероятностного представления о предельном риске возникновения чрезвычайных ситуаций и нежелательных состояниях потенциально опасных объектов на определенной территории, а также о количественной оценке вероятного ущерба.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций (предотвращение ЧС) определяется как комплекс правовых, организационно-эко­номических, инженерно-технических, природоохранительных и спе­циальных мероприятий по недопущению или уменьшению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, снижению масштаба гибели людей, угрозы их жизни и здоровью, ущерба экономике и собственности граждан, а также окружающей природной среде.

Профилактика возникновения источников чрезвычайных ситуаций проводится в виде заблаговременных мероприятий по недопущению и устранению причин возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного характера, а также ограничению ущерба от нее.

Подготовка к чрезвычайным ситуациям (подготовка к ЧС) проводится как заблаговременное создание на определенной территории, объекте народного хозяйства или иного назначения условий для эффективных действий органов повседневного управления, сил и средств, а также населения по ликвидации чрезвычайных ситуаций и жизнеобеспечению населения в этих зонах.


Планирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (планирование мероприятий по ЧС) - это разработка целевых программ и планов мероприятий в области защиты населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от стихийных и экологических бедствий, аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, а также от воздействия современных средств поражения.

В краткой форме специфические задачи гражданской обороны можно сформулировать следующим образом:

Защита населения и национального достояния страны от опасностей, возникающих при военных действиях или в других случаях применения оружия массового поражения и других боевых средств, включая обеспечение населения защитными средствами и сооружениями, проведение рассредоточения и эвакуации и другие мероприятия;

Оповещение населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке;

Защита источников водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, животных и растений при ЧС;

Проведение аварийных, спасательных и других неотложных работ (С и ДНР) в очагах поражения;

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; - участие в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости функционирования отраслей и объектов народного хозяйства (экономики) в военное (или предвоенное) время, включая рассредоточенное и рациональное размещение производительных сил; устойчивое кооперирование и дублирование производства; создание материальных резервов и запасов; защиту производственного персонала и средств энергетики, производства, транспорта, коммуникаций, связи и снабжения;

Обеспечение внедрения требований ГО в нормативные документы и при строительстве, вводе в действие и эксплуатации объектов народного хозяйства, жилого, коммунального, транспортного и других комплексов;

Проведение необходимых мероприятий по маскировке объектов и населенных пунктов;

Создание и поддержание в необходимой готовности систем управления, сил и средств ГО;

Мобилизационная подготовка и другие мероприятия ГО;

Подготовка руководящего состава, органов управления и сил ГО.

Отсюда видно, что органы управления, силы и средства ГО привлекаются и задействованы и в мирное время для решения различных задач защиты населения и территорий, а также выполнения различных гуманитарных миссий МЧС России.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте. Начальниками ГО предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений являются их руководители.

Начальники ГО руководство осуществляют через подчиненные им штабы по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (штабы ГО). Штабы ГО комплектуются штатными работниками и лицами, привлекаемыми к работе по совместительству.

Для организации проведения специальных мероприятий по линии ГО в мирное время и для управления силами и средствами при проведении СиДНР в очагах поражения при штабах ГО создаются службы, количество которых определяется необходимостью, наличием базы для их создания и спецификой решаемых задач.

На крупных (категорированных) объектах народного хозяйства обычно создаются следующие службы: медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, инженерная, энергетики, связи, коммунально-техническая, автотранспортная, торговли и питания, материально-технического снабжения, техническая, защиты животных и растений, противорадиационной и противохимической защиты, аварийно-техническая, убежищ и укрытий.

Во главе служб ГО стоят начальники тех управлений и организаций, на базе которых они созданы.

Для непосредственного проведения мероприятий ГО в очаге поражения после применения противником оружия, а в мирное время после стихийных бедствий, аварий и катастроф, в системе ГО страны созданы силы, включающие невоенизированные формирования и войсковые части ГО.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС включают в себя:

1. Войсковые соединения, части и другие формирования ГО РФ.

2. Другие войсковые, военизированные и прочие формирования МЧС России.

3. Войсковые части, военизированные и невоенизированные (НВ), противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восста­новительные формирования министерств и ведомств, включая ава­рийно-спасательные, поисковые и пожарные службы МВД, ВМФ, Министерства путей сообщения, гражданской авиации, торгового, рыболовецкого и речного флотов.

4. Учреждения и формирования и прочие формирования МЧС России.

5. Формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений.

6. Войсковые соединения и части химических и инженерных войск Минобороны.

7. Службы и силы по предупреждению спуска лавин и градобития.

8. Отряды, службы и специалисты Российского союза (корпуса) спасателей, альпинисты и добровольческие специализированные организации и формирования.

Войсковые части (отдельные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды противорадиационной и противохимической разведки) проводят СиДНР на наиболее важных объектах и обеспечивают ввод в очаги поражения невоенизированных формирований, являющихся основой сил ГО.

Невоенизированные формирования (НФ) создаются в мирное время на объектах народного хозяйства. Представляют собой отряды, команды, группы, звенья, дружины различного назначения, сформированные из трудоспособного населения в возрасте:

Мужчины от 16 до 60 лет,

Женщины - от 16 до 55 лет.

В НФ запрещено включать: инвалидов, военнообязанных с мобилизационными предписаниями, беременных, женщин-медра­ботников с детьми до двух лет, остальных женщин с детьми до восьми лет.

Все НФ укомплектованы специальной техникой, имуществом и обеспечиваются транспортом.

НФ по подчинённости делятся на территориальные и объектовые. Объектовые, как правило, проводят СиДНР на своих объектах, а территориальные предназначаются для проведения работ на наиболее важных объектах самостоятельно или же совместно с объектовыми формированиями.

По предназначению территориальные НФ делятся на формирования общего назначения и специальные; формирования общего назначения - сводные спасательные отряды, спасательные команды (группы) и разведгруппы ГО общей разведки; специального назначения- формирования служб ГО. Объектовые НФ делятся на формирования общего назначения (сводные спасательные отряды, спасательные отряды, команды и группы промышленного или другого объекта и разведгруппы общей разведки объекта), специальные (формирования служб) и специализированные НФ (создаются по планам министерств, ведомств и госкомитетов, имеющих радиационно и химически опасные объекты, из числа рабочих и служащих этих предприятий. Цель - повысить эффективность спасательных работ непосредственно в очаге поражения. Другие НФ на таких объектах создаются по необходимости).

Сводные спасательные объектовые отряды создаются на крупных (категорированных) объектах народного хозяйства, сводные спасательные территориальные отряды - во всех административно-территориальных единицах страны, начиная с городских и сельских районов и кончая республиканскими безобластного деления.

Спасательные формирования (отряды, команды, группы) создаются на всех объектах народного хозяйства и в учебных заведениях страны для проведения спасательных работ в очагах поражения в условиях военного времени. Комплектование и подготовка спасательных формирований проводится в мирное время, а приведение в готовность осуществляется в течении 24 ч после получения соответствующего распоряжения.

К формированиям служб относятся: посты радиационного и химического наблюдения, звенья связи, санитарные дружины и санитарные посты, противопожарные команды (отделения, звенья), аварийно - технические группы (звенья), отряды (команды, группы) противорадиационной и противохимической защиты, группы (звенья) по обслуживанию убежищ и укрытий, команды (группы, звенья) охраны общественного порядка, подразделения питания и торговли и др.

Объектовые формирования служб создаются только на крупных (категорированных) объектах, территориальные - только в районных и городских службах ГО. Формирования служб создаются из специалистов соответствующего профиля и предназначаются для проведения в очагах поражения специальных работ и для усиления формирований общего назначения.

Все специализированные и большая часть территориальных НФ являются формированиями повышенной готовности с возможностью их развёртывания за 4-6 ч с момента получения соответствующего сигнала о приведении их в готовность (степень готовности территориальных формирований устанавливается соответствующим начальником ГО по согласованию с вышестоящими инстанциями).

Важнейшей спасательной службой является Центроспас МЧС и аналогичные службы в региональных центрах. Они оснащаются самолётами, вертолётами, вездеходами, дельтапланами, специальной техникой и укомплектованы высококвалифицированными профессиональными спасателями, владеющими 6-ю и более спасательными специальностями. Эти службы находятся в состоянии постоянной готовности.

Кроме того, имеются аварийно-спасательные службы и формирования из числа подготовленных добровольцев и муниципальных служащих-профессионалов, включающие отделение спасателей, для быстрейшего выполнения работ по ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах народного хозяйства (экономики), в городах и районах республик и областей.

Распоряжения, команды и сигналы ГО и РСЧС проходят по параллельным ветвям производственно-территориального принципа ор­ганизации системы:

Министерства и ведомства Российской Федерации (республиканский уровень);

Концерны, объединения, фирмы (региональный уровень);

Предприятия, объекты (территориальный уровень);

Региональные центры МЧС (службы ГО) - республиканские, краевые, областные КЧС и штабы ГО; городские и районные КЧС и штабы.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Глава 5. Экономико-правовой механизм функционирования строительных организаций

ИСК состоит из юридических лиц, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающих по своим обязательствам этим имуществом. Они имеют самостоятельный баланс и право осуществлять экономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством.

На 1 января 2000 г. в ИСК страны функционировало 136,7 тыс. организаций, в том числе с численностью работников до 100 чел. – 131 тыс. (на начало 1997 г., соответственно, 134,6 и 125 тыс.) .

После принятия ГК РФ (Ч. 1) термин "предприятие" сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций, которые подразделяются на коммерческие – основной целью которых является извлечение прибыли и некоммерческие – их главная цель не связана с извлечением и распределением прибыли между участниками. ГК РФ определены также формы, в которых могут создаваться организации.

Одновременно термин "предприятие" применяется для обозначения определенного вида объектов права. В этом смысле предприятие - определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в который входят: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукция, работы и услуги, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права.

Предприятие как единый имущественный комплекс создается на базе вновь образованных коммерческих организаций из взносов их учредителей и участников, а также из доходов от последующей производственной деятельности.

В соответствии с родом производственной деятельности в качестве организаций могут выступать: домостроительные комбинаты; заводы железобетонных изделий и конструкций; проектно-строительные, подрядные и субподрядные строительно-монтажные организации.

В строительстве утвердилось многообразие форм собственности (рис. 2.1). Доля негосударственного сектора в общем объеме работ, выполненных по договорам строительного подряда, достигла 88 %. В федеральной собственности находится 1099 организаций, выполнивших 11,8 % от общего объема подрядных работ . Организации частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность организации, способа включения единоличных капиталов в общий капитал организации. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов РФ) и муниципальные предприятия.

Рис. 2.1. Типология организаций (предприятий) по формам собственности

Особняком стоит предпринимательская деятельность граждан (физических лиц) без образования юридического лица (имеются в виду индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию). Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Значительное развитие получили малые предприятия. Их число в ИСК страны составляет более 120 тыс., а объем подрядных работ достиг немногим более 25 % .

Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлен единый показатель, позволяющий относить коммерческие организации к категории "малых" по предельной численности персонала по отраслям: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.; в науке и научном обслуживании - 60 чел.; в сельском хозяйстве - 60 чел.; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Согласно этому закону "под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов...". Т.е. чисто финансовый показатель дополняется ограничением в отношении вида собственности малого предприятия (качественной характеристики).

Многопрофильные организации относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Опыт показывает, что для наибольшей эффективности малого предприятия необходима специализация на определенном виде деятельности. Чрезмерно многопрофильные организации, как правило, характеризуются меньшей финансовой стабильностью и не выдерживают конкуренции. Поэтому государственную поддержку получают те малые предприятия, которые стремятся к повышению уровня специализации.

Выделение какого-либо вида деятельности в качестве преобладающего может повлечь за собой существенные изменения в структуре производства. Можно сузить какое-либо направление деятельности и за его счет расширить другое. Естественно, сокращать направления деятельности, обеспеченные заказами и имеющие устойчивый доход, нецелесообразно. Иногда следует пойти по пути выделения какого-либо направления в самостоятельное малое предприятие. Важно, чтобы ведущий вид деятельности был таковым в рамках годового объема хозяйственного оборота. Это означает, что в отдельные периоды (квартал, полугодие) он может составить меньшую часть объема, зато в другой период – большую. Главное – соблюдение необходимой пропорции за год.

Применение еще одного финансового показателя - объема реализованной продукции – в нашей стране затруднено из-за незавершенности реформы ценообразования и высоких темпов инфляции.

По структуре коммерческие организации делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

Узкоспециализированными считаются организации, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, производят кирпич, цемент, керамическую плитку, железобетонные изделия, столярные изделия, выполняют специализированные виды работ (сантехнические, электромонтажные и пр.).

Многопрофильные организации , которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве - на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т. д. .

По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные организации, экономически окрепнув, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывая новые рынки сбыта. В строительной отрасли строительно-монтажные организации приобретают профиль организаций строительной индустрии и становятся диверсифицированными. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском кирпича, изготовлением строительно-монтажных заготовок, подрядной деятельностью, транспортными и коммерческими операциями.

Диверсификация – основное направление предпринимательской деятельности конца XX в. Некогда специализированные организации в течение короткого промежутка времени трансформировались в новую категорию - организации, выполняющие разнородные виды предпринимательской деятельности. В этом случае группировка организаций по отраслям теряет смысл - группируется только продукция.

Комбинированные организации в строительстве тоже встречаются. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции в одной и той же организации превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем – в третий.

В соответствии с российским законодательством организации разделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие (рис. 2.2).

Все юридические участники предпринимательской деятельности, независимо от отрасли производства, имеют четко определенные организационно-правовые формы (рис. 2.3) и могут производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги.

С экономической точки зрения эти три вида деятельности имеют одинаковый статус.

Анализируя ГК РФ (Ч. 1), мы видим, что организационно-правовые формы организаций по действующему законодательству коренным образом изменились:
- нет индивидуальных (семейных) частных предприятий (ИЧП);
- разделенные по своему статусу муниципальные и государственные предприятия выступают теперь в другом качестве – на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления;
- имевшие одинаковый статус товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) и акционерные общества закрытого типа (АОЗТ) теперь фигурируют в разных качествах – как общество с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытое акционерное общество (ЗАО);
- полные товарищества (ПТ), которые раньше не были юридическими лицами, теперь стали таковыми;
- акционерные общества (АО) стали теперь закрытыми и открытыми вместо АОЗТ и АООТ;
- объединения организаций стали некоммерческими организациями.

Рис. 2.2. Типология организаций по степени предпринимательской деятельности

Рассмотрим более подробно типы коммерческих организаций, представленных на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

XT и хозяйственные общества (ХО) представляют собой коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Различия между XT и ХО проявляются применительно к их более конкретным формам в способах их образования и функционирования, характеристиках субъектов, степени материальной ответственности этих субъектов и т.д.

ГК РФ четко разделяет товарищества – объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, и общества – объединения капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных органов управления.

ХТ могут существовать в двух формах: ПТ и товарищество на вере (коммандитное) (ТВ или КТ).

В ПТ все его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам своим имуществом. Каждый его участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен иной порядок. Прибыль ПТ распределяется между участниками, как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам ПТ, его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.

ТВ (КТ) признается такое, в котором наряду с полными товарищами имеются вкладчики (коммандитисты), не принимающие участия в предпринимательской деятельности товарищества и несущие ограниченную материальную ответственность в пределах внесенных вкладов. По существу, ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.

ХТ могут создаваться в России в формах обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также АО.

ООО - это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, несущих материальную ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

Достоинствами ХТ являются объединение организационных усилий, а также материальных и финансовых средств участников, взаимодополнение и взаимозаменяемость участников в осуществлении предпринимательской деятельности, коллективизм в управлении, более высокая вероятность получения кредитов. К недостаткам следует отнести сильную зависимость от партнеров и их способностей осуществлять предпринимательскую деятельность, солидарную и полную материальную ответственность (что, впрочем, может считаться достоинством с точки зрения кредитора), недостаточность, хотя и в меньшей степени, финансовых средств (отчасти это преодолевается в ТВ (КТ)). Ряд схожих характеристик присущ и производственным кооперативам (ПрК).

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является, по существу, разновидностью ООО. Его особенностями выступают: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственности по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.

Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью лишены некоторых недостатков, присущих товариществам. Принцип ограниченной ответственности позволяет вовлечь в предпринимательство дополнительные капиталы и субъекты. Однако это вовлечение не безгранично.

АО - это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО подразделяются на ОАО и ЗАО. Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распределяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

ОАО отличают широкие возможности привлечения финансовых средств за счет продажи акций многочисленным покупателям, более качественный менеджмент, ограниченная материальная ответственность участников. Вместе с тем им присущи и недостатки, среди которых назовем возможность бюрократизации управления, спекулятивных операций и злоупотреблений, менее высокую оперативность деятельности, сильную зависимость от конъюнктуры фондового рынка.

ПрК представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенностями ПрК являются приоритетность производственной деятельности и личного трудового участия его членов, разделение имущества ПрК на паи его членов наряду с возможным образованием неделимых фондов ПрК, распределение прибыли между его членами в соответствии с их трудовым участием, необходимость согласия кооператива на передачу пая не члену ПрК, наличие количественных ограничений по минимальному числу членов (не менее 5) и др. Различные типы ПрК представлены на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Типы кооперативов

Опыт функционирования ПрК показал невысокую эффективность организаций, находящихся в собственности трудовых коллективов. Одной из основных причин является слабость управленческой и коммерческой деятельности ПрК, ибо не все его работники могут быть менеджерами.

Не менее важным фактором, ограничивающим возможности кооперативной формы хозяйствования, является устойчивый приоритет интересов текущего потребления над потребностями развития производства и, как следствие, низкая заинтересованность в инвестировании значительных средств на цели развития.

В то же время ПрК являются эффективным инструментом мобилизации материальных, трудовых и финансовых ресурсов именно мелкого производства. Только в редких случаях, когда она действительно объединяла небольшой коллектив единомышленников, кооперация показывала лучшие результаты, нежели иные формы рыночного хозяйства. Кооперация возникает только там, где эта форма востребована экономическими условиями. Искусственно созданные ПрК в начале 90-х гг. трансформировались в ООО и АО различных типов.

К государственным (ГУП) и муниципальным (МУП) унитарным предприятиям (УП) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов РФ) или муниципальной собственности и является неделимым. Различают два вида УП (табл. 2.1) :

Основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия);

Основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия); во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.

Таблица 2.1.

Виды унитарных предприятий

Унитарное предприятие

Имущество находится

Создается по решению

Ответственность предприятия

На праве хозяйственного ведения

В государственной или муниципальной собственности

Уполномоченного на то государственного (муниципального) органа

Собственник не отвечает по обязательствам предприятия

На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)

В государственной собственности

Правительства РФ

Предприятие отвечает по всем своим обязательствам всем имуществом и не отвечает по обязательствам собственника. Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет правительство РФ

Устав УП утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом и содержит:
- наименование предприятия с указанием собственника (для казенного – с указанием на то, что оно является казенным) и места нахождения;
- порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности;
- размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.

Уставный фонд УП полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда - не меньше 1000 размеров минимальной месячной оплаты труда на дату представления документов на регистрацию. Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие извещает кредиторов. Имущественные права УП представлены в табл. 2.2. УП может создать дочерние УП путем передачи им части имущества в хозяйственное ведение .

Таблица 2.2

Имущественные права унитарного предприятия и собственника

УП на праве хозяйственного ведения

Казенное предприятие

Владеет, пользуется и распоряжается имуществом. Собственник решает вопросы: создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определения предмета и целей его деятельности; контроля за использованием и сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли

Владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника. Распоряжается имуществом лишь с согласия собственника. Самостоятельно реализует продукцию, если иное не установлено правовыми актами. Собственник вправе изъять лишнее или не по назначению используемое оборудование

Достоинствами УП являются нацеленность на реализацию общественно значимых задач и более высокая степень защищенности; главным недостатком - ограниченная экономическая самостоятельность (особенно у казенных предприятий).

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, учредитель, во-первых, определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, в консультационной организации), в других – такая кооперация необходима (например, при строительной деятельности).

При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство, особенно при решении о зарубежном инвестировании. При осмыслении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемой организации.

На рис. 2.5 представлена схема взаимодействия участников ХТ или ХО, в табл. 2.3 – сравнение организаций различных организационно-правовых форм на примере АО и ООО .

Рис. 2.5. Взаимодействие участников хозяйственных товариществ и обществ

Таблица 2.3

Сравнение акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью

Признаки

Акционерное общество (АО)

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Деление уставного капитала

Разделение на акции одинаковой номинальной стоимости

Разделение на доли определенного размера

Ответственность участников

Участники (акционеры) не отвечают по обязательствам АО, несут риск убытков в пределах их акций

То же

Солидарная ответственность

Если вклад внесен не полностью, акционеры несут солидарную ответственность в пределах неоплаченной части вклада пропорционально их части акций

Правовое положение

Регламентировано ГК и законом

Максимальное число участников

В открытом АО – не ограничено, в закрытом – не более 50

Не более 50

Минимальное число участников

Не может иметь единственного учредителя другое общество, состоящее из одного лица

Учредительные документы

Определены законом: учредительный договор, устав

Размер уставного капитала

Минимальный размер определен законом: для открытых АО – 1000 МРОТ, для закрытых – 100 МРОТ

Не менее 100 МРОТ

Ограничение по акциям (долям)

Доля привилегированных акций – не более 25% от их числа

Не устанавливается

Органы управления

Строго регламентированы законом: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), правление

Определено в общих чертах – собрание и исполнительный орган (коллективный и единоличный)

Публикация сведений

Открытое акционерное общество публикует сведения в открытой печати: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков

Публикация не требуется

Переход доли

В открытых АО – не регламентирован, в закрытых АО – преимущественное право предоставлено акционерам этого АО

Прежде всего участникам ООО, допускается третьим лицам, наследникам, с согласия остальных

Выход участника

Независимо от других участников

Реорганизация и ликвидация

Добровольно – на основании общего собрания или по суду

Правовая форма организации, ее права и обязанности закрепляются в уставе. Устав принимается (одобряется, утверждается) исключительно учредителем. Если в качестве такового выступает группа лиц, то устав рассматривается и принимается всеми учредителями на общем собрании или конференции. Это находит отражение в учредительном договоре, который подписывают все его участники. Они же подписывают и устав. Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей) необходимы для государственной регистрации учреждаемой организации и внесения его в государственный реестр.

Устав является важным юридическим документом и к его составлению нужно относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории РФ, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности организаций в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В уставе частной организации должны быть отражены:
- наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы, фамилия собственника имущества и название организации. В наименовании организации могут не фигурировать указания на вид хозяйственной деятельности, т. е. "коммерческое", "производственное";
- данные об учредителе (учредителях); если в организации приняли участие несколько членов семьи - их фамилии, имена, отчества, места жительства;
- адрес организации;
- предмет и виды деятельности;
- порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество организации;
- порядок распределения прибыли и покрытия убытков;
- управление организацией и компетенция органов управления;
- условия ликвидации и реорганизации организации .

ГК РФ предусматривает обязательное образование уставных (складочных) капиталов во всех ХТ и ХО. Образование уставного фонда предусмотрено и в УП, и в ПрК. При этом следует отметить, что уставный (складочный) капитал представляет собой общую стоимость имущества, вносимого всеми учредителями (участниками) в качестве оплаты приобретаемого права в ХО или ХТ .

Имущественной основой деятельности ХО служит уставный капитал, а ХТ ¾ складочный капитал. Вклад в уставный (складочный) капитал организации признается финансовым вложением на основании соответствующей записи в учредительных документах создаваемой организации. Порядок и сроки внесения вкладов в уставные (складочные) капиталы определяются следующими документами: для ХТ - учредительным договором, для ООО - уставом и учредительным договором, для АО - договором об учреждении.

При учреждении АО уставной капитал разбивается на акции, которые должны быть распределены среди учредителей. После выпуска акций (эмиссии) АО обязаны зарегистрировать в региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (РО ФКЦБ) отчеты о первичной эмиссии. В противном случае, с точки зрения закона, считается что у АО нет уставного капитала и в дальнейшем ему запрещаются любые действия со своими ценными бумагами. ФКЦБ своим решением может приостановить и размещение первичного выпуска акций, а также налагать штрафы.

На рис. 2.6 и в табл. 2.4 показаны способы участия, права и обязанности участников ХТ, а также обеспечение права собственности их участников, выражающееся в свободе выхода из ХТ и получении своей доли.

Рис. 2.6. Участие членов хозяйственных обществ и товариществ в управлении

Таблица 2.4

Права и обязанности участников хозяйственных обществ и товариществ

Права

Обязанности

Участвовать в управлении делами товарищества (кроме вкладчиков ХТ и владельцев привилегированных акций АО). Получать информацию о деятельности ХО (ХТ) и знакомиться с его документацией. Принимать участие в распределении прибыли. Получать часть оставшегося при ликвидации ХО (ХТ) имущества.

При ликвидации ХТ на вере вкладчики имеют преимущественное право на получение вкладов перед товарищами

Вносить вклады, оговоренные учредительными документами. Участники ХТ должны внести не менее половины своего вклада к моменту регистрации ХТ, остальное - в сроки, установленные учредительным договором.

При нарушении – участник вносит 10% годовых с невнесенной части вклада и возмещает убытки.

Не разглашать конфиденциальную информацию о ХО (ХТ)

Когда речь идет о типе организаций, чаще всего подразумевается способ принятия решений, а уже потом – форма собственности. Согласно этому критерию выделяют два типа организаций: 1) предпринимательские организации – производственные структуры, в которых предприниматель берет на себя функцию единоличного принятия решений; 2) самоуправляющиеся организации – производственные структуры, в которых решения, касающиеся деятельности организации, принимаются на коллективной основе. В состав правления организации в таком случае входят представители коллектива работающих . Такой тип организаций характерен для скандинавских стран.

Органами управления АО являются (рис. 2.7):
- общее собрание акционеров (высший орган);
- совет директоров (наблюдательный орган);
- единоличный исполнительный орган (генеральный директор) или коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция);
- ревизионная комиссия, которая является органом внутреннего контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества.

Рис. 2.7. Корпоративное руководство в открытом акционерном обществе (возможный вариант)

Право на участие в управлении делами владельцы голосующих акций реализуют через участие в собрании акционеров общества. Однако общее собрание акционеров может рассматривать и принимать решения только по вопросам, отнесенным федеральным законом "Об акционерных обществах" к его компетенции , причем перечень данных вопросов не может быть расширен (но может быть сужен) по усмотрению самих акционеров. Эти вопросы разделены на 4 группы:

1) вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания. Они не могут быть переданы в компетенцию совета директоров и исполнительных органов общества;

2) вопросы, которые, хотя и отнесены Законом к исключительной компетенции общего собрания, но могут быть переданы в ведение совета директоров (образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, принятие решения об увеличении уставного капитала и внесение соответствующих изменений и дополнений в устав общества);

3) вопросы, которые из ведения общего собрания могут быть переданы либо совету директоров, либо исполнительному (коллегиальному или единоличному) органу;

4) вопросы, решения по которым наряду с общим собранием могут принимать и другие органы общества (например, решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией или аудитором).

В уставе может содержаться ограничение на право собрания принимать решения по определенным вопросам его компетенции. Закон устанавливает, что общее собрание может рассматривать ряд важных вопросов только по предложению совета директоров (если иное не предусмотрено уставом). Общие собрания и заседания совета директоров в соответствии с уставом ведет председатель совета директоров.

На рис. 2.7 отражена схема управления, предполагающая наличие или назначение сильного единоличного исполнительного органа (генерального директора). Однако в соответствии с Законом АО может управлять наемный менеджер, назначаемый советом директоров, с ежегодным продлением его полномочий (рис. 2.8). Место "сильного" генерального директора, избираемого общим собранием, в данной схеме занимает председатель совета директоров (который, как правило, является крупнейшим акционером).

Рис. 2.8. Корпоративное руководство в открытом АО (возможный вариант)

Конкретный механизм образования, функционирования, реорганизации и ликвидации АО подробно описан в ГК и в федеральном законе "Об акционерных обществах".

На рис. 2.9 представлена схема управления ПрК. По способу принятия решений ПрК относится к самоуправляющимся организациям, где решения принимаются на основе "один человек - один голос" .

Рис. 2.9. Органы управления в производственном кооперативе

ГК РФ (ст. 49) наделил лица, занимающиеся предпринимательством (исключение составляют УП), общей, а не специальной (целевой) правоспособностью. Это дает им возможность участвовать во всех видах предпринимательской деятельности без изменения учредительных документов и осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ГК РФ (ст. 48) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету .

Различие между юридическим и неюридическим лицом состоит в следующем:
- юридическое лицо действует на основании устава; его права и обязанности определены законом. Неюридическое лицо действует на основании положения, утвержденного вышестоящим органом;
- юридическое лицо целиком и полностью отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Неюридическое лицо тоже отвечает по своим обязательствам, однако, если этой ответственности недостаточно, то по его обязательствам отвечает орган, утвердивший положение;
- в форме неюридического лица могут выступать филиалы и представительства.

Настоящий обзор был бы неполным, если бы мы не рассмотрели некоммерческие организации. В соответствии со ст. 50, п. 3 ГК РФ некоммерческие организации – это организации, не ставящие извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательство при этом осуществляется лишь в той степени, в какой это служит достижению уставных целей.

Потребительский кооператив (ПК) создается на основе добровольного объединения граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения имущественных паевых взносов.

Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между членами ПК. Устав ПК должен содержать: 1) наименование (включает указание на основную цель деятельности и слова "Кооператив", или "Потребительский союз", или "Потребительское общество"; 2) место нахождения; 3) порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений; 4) размер паевых взносов, порядок их внесения и ответственность за просрочку; 5) порядок возмещения членам ПК понесенных ими убытков. Виды таких ПК – ЖСК, ГСК и т. д.

Общественные и религиозные организации – добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Участники не отвечают по обязательствам организации, а организация – по обязательствам участников. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями организации, например, продажа книг Союзом писателей.

Фонды создаются на основе добровольных взносов для реализации общественно полезных целей гражданами и юридическими лицами, которые не отвечают по обязательствам фонда, так же как фонд – по обязательствам своих учредителей. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями фонда. Фонд вправе создавать ХО или участвовать в нем.

Учреждения создаются собственниками имущества для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемых (полностью или частично) учредителем. Отвечают по обязательствам своими средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник. Учреждение владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

Отдельного внимания заслуживают хозяйственные объединения, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческим (рис. 2.10). Они создаются по договору для защиты общих интересов и в целях координации и не отвечают по обязательствам членов, в то время как члены объединений отвечают в порядке, определенном в учредительных документах.

Рис. 2.10. Классификация видов хозяйственных объединений, функционирующих в России

При необходимости ведения предпринимательской деятельности объединение преобразуется в ХТ или ХО, либо создает ХО для этих целей. Учредительными документами объединения являются учредительный договор, подписываемый членами объединения, и устав, утверждаемый членами объединения. Структура устава включает: наименование с указанием на предмет деятельности и слово "Союз" или "Ассоциация"; место нахождения; порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок принятия решений; сведения о судьбе имущества при ликвидации объединения. Члены объединения могут безвозмездно пользоваться его услугами.

По окончании финансового года член объединения вправе выйти из него или может быть исключен по решению остающихся участников в порядке, установленном учредительными документами. Выходящий (исключенный) член объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода.

В российской экономике практически завершилась первоначальная стадия формирования корпоративного ("среднего") звена хозяйствования. В основном это звено представлено финансово-промышленными корпорациями (и не только имеющими официальный статус "финансово-промышленная группа" (ФПГ)). В перспективе роль интегрированных корпоративных структур в отечественной экономике будет возрастать, в связи с чем будет повышаться уровень требований не только к обоснованию общей стратегии и тактики поведения участников корпорации на рынках (в том числе и на инвестиционно-строительном), но и к налаживанию механизмов взаимодействия между управляющими компаниями корпораций и остальными участниками; подготовке и реализации совместных инвестиционных программ, аккумулированию финансовых ресурсов отдельных организаций-участников, проведению консолидированных подходов к управленческому учету и анализу, задействованию ответственности и т.д.

В этот период резко актуализируются задачи отработки рациональных форм и методов взаимодействия крупных корпораций с региональными органами власти.


В западной экономической науке выделяют специальный раздел – теорию экономики, управляемой трудом. Эта теория связана с изучением организаций, основанных на кооперативных (в основном) началах, т. е. самоуправляющихся организаций, в которых решения принимаются на основе принципа "один человек – один голос".

Предыдущая
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...