Плешаков первые уроки экологической этики. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики - Плешаков А., Румянцев А

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.


ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ
С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ

Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук - бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.
Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»
А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.
Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, - насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.
Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?
Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.
Пётр Петрович остановился на маленькой лесной полянке и вдруг увидел, что вокруг него летает сверкающий зелёный жук. Это была она - золотистая бронзовка. Уменьшая свои круги, красавица приближалась к человеку. Тогда любитель насекомых, решив, что жук ищет место, куда бы сесть отдохнуть, поднял вверх указательный палец правой руки и замер. И произошло маленькое чудо: замечательный жук «приземлился» на кончик пальца и там остался. Отдыхая на пальце, бронзовка шевелила своими усиками, а лицо человека озаряла счастливая улыбка.
Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда-то по своим делам. Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему? Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают...
Может быть, и тебе посчастливится, и когда-нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук.


О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК

Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.
- Как хорошо жить на свете, - сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.
- Да, - поддержал другой. - Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк - что может быть лучше?
Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку...
И вдруг...
- Помогите! Помогите! - услышали жуки.
- Помогите! Помогите! - раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.
- Что случилось? - спросили два приятеля в один голос.
- По... По... Помогите! - прилетевший жук пытался отдышаться. - По... По... Посмотрите, не бегут ли они за мной?
- Кто?! - воскликнули жуки, и опять в один голос.
- Мальчишки, конечно же мальчишки, - ответил их новый знакомый испуганным шёпотом.
- Успокойтесь, - сказал один из жуков солидно. - За вами никто не бежал. Здесь никого нет, кроме нас. Здесь очень хорошо. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это - мальчишки?
- Вы счастливые, - произнёс прилетевший жук, немного
успокаиваясь. - Вы не знаете, кто такие мальчишки. А я знаю, увы...
И он рассказал свою историю.
- Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы. У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно. Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму.
Жук перевёл дух и страдальчески посмотрел на потрясённых слушателей.
- Да-да, это всё было, да-да, - сказал он и продолжал. - А потом они вытащили меня и стали заставлять ползать по огромному полю, которое они называли учительским столом. Они клали передо мной какие-то брёвна, называемые карандашами, и заставляли перелезать через них. А когда я отказывался, они толкали меня сзади изо всех сил. Как это было унизительно...
Затем они взяли толстую верёвку, которую называли ниткой, и хотели привязать её к моим ногам. Они хотели, чтобы я летал на этой нитке им на потеху. Ох, как я боролся, как боролся... К счастью, в этот момент раздался какой-то оглушительный звон. Мои мучители закричали: «Звонок! Звонок!», и все куда-то побежали. Я воспользовался суматохой и вырвался из лап главного мучителя. Мои крылья, мои чудесные, сильные крылья спасли меня. Я вылетел через открытое окно и помчался что было силы. Я летел, не разбирая дороги, всё дальше, дальше. Я боялся, что они преследуют меня... И вот я здесь. Будьте добры, посмотрите, всё ли у меня цело - ножки, усики...
Два жука внимательно осмотрели своего измученного собрата и поспешили заверить его, что всё в порядке.
- Поешьте, - предложил один из них с глубоким вздохом, - здесь очень вкусный листочек.
А другой задумчиво произнёс:
- Надо же, как всё-таки опасно жить на свете...

СЛУЧАЙ С ЖУКОМ-ГРИБНИКОМ

В тот тёплый июльский день Танин папа принёс из леса много грибов. Таня с интересом рассматривала разные грибы в корзине. Особенно ей понравился большой подберёзовик. Она взяла его и с восторгом воскликнула: «Мама, смотри, какой красивый гриб!»
И в этот момент маленькое, не больше сантиметра, юркое существо выскочило из грибной шляпки и побежало по руке девочки, а затем упало на пол и устремилось под шкаф.
«Ой, кто это?!» - воскликнула Таня и с испугу уронила гриб.
Мама заглянула под шкаф. Маленькое существо выбежало на середину комнаты и заметалось там, а потом забегало вокруг ножки стула. Это было какое-то насекомое, кажется - жук.
«Его надо немедленно раздавить, а то ещё укусит», - сказала мама и принялась ловить жука. А тот, словно поняв, что вот-вот погибнет, быстро забрался на папину ногу и застыл, как будто просил защиты.
Папа сидел молча и с любопытством рассматривал необычного жука. А тот действительно был необычным. У большинства жуков брюшко закрыто твёрдыми надкрыльями, а у этого - нет. Бегая, он поднимал и опускал своё брюшко. Наверное, это движение испугало маму, как будто жук хочет ужалить, но ведь никакого жала у него и в помине нет.
Учёные называют этого жука грибником, а если совсем точно, то грибником рыжим. Называют так за то, что он встречается в грибах и окрашен главным образом в рыжий цвет. Впрочем, голова и часть брюшка у него чёрные. Голова у грибника большая, а на ней длинные, словно кинжалы, челюсти. Другое название этого жука - хищник рыжий. Он действительно хищник, но опасен только для мелкой живности, обитающей в грибах. И прежде всего для маленьких «червячков» - личинок грибных комариков и мушек, тех самых, из-за которых грибы бывают червивыми.
Вот такой это оказался жук.
Что же с ним делать?
Мнения разделились. Мама по-прежнему хотела его раздавить, а папа предложил отнести жука в лес.
Этому очень обрадовалась Таня, ведь она совсем не желала гибели грибного жука.
Папа ловко поймал рыжего грибника и посадил его в баночку. Потом принёс и положил туда несколько зелёных листочков. Он закрыл баночку крышкой со множеством отверстий, чтобы жук не задохнулся. Утром следующего дня папа по дороге на работу зашёл в ближайший небольшой лес и отпустил жука на волю...
Да, взрослые и дети любят ходить в лес по грибы, за ягодами, за орехами. Дело это нужное и хорошее. Но вот о чём не стоит забывать: вместе с ягодами, орехами, грибами в наши корзинки, сумки, банки попадают самые разные мелкие животные. Это всевозможные насекомые: маленькие жучки, клопики, муравьи, гусенички... Это паучки и иногда маленькие многоножки. Это улитки с раковинками и без них.
Все они вместе с грибами, орехами, ягодами попадают к нам домой. А тут их ждёт чаще всего печальная судьба. Многие люди уничтожат их сразу же, разбирая грибы и ягоды. А тех, кто сумеет убежать и спрятаться где-нибудь в квартире, тоже ожидает гибель. Ведь все они - обитатели леса и могут жить только там.
Как же быть? А вот как: собирая грибы, ягоды, орехи, будь внимательнее. Осмотри их и всю живность сними и оставь в лесу. Или просто подожди, пока животные сами убегут и уползут. Они в большинстве своём делают это довольно быстро. Кому же хочется пропадать!
И всё равно кто-то из них попадёт к вам домой. В этом случае их можно собрать в небольшую закрывающуюся коробочку или баночку, но такую, в которой они могли бы дышать и не погибли. А затем не поленись и отнеси их в ближайший лес, парк или сквер.
Вот, скажешь ты, какая канитель. Но пусть твоей наградой будет радость от того, что ты спас жизнь стольких живых существ!

Как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому - об этом рассказывает книга по экологической этике. Она адресована младшим школьникам и предназначена для использования на уроках по программе "Окружающий мир", на факультативах, для самостоятельного чтения и чтения вместе с родителями.

    Великан на поляне 1

    Забавная история с бронзовкой золотистой 2

    О чём рассказал майский жук 2

    Случай с жуком-грибником 2

    Гусеница на лесной тропинке 3

    Несчастная толстушка 3

    Гусеница показывает рожки 4

    Гриллотальпа гриллотальпа 4

    Оса на носу и муха в доме 5

    Случай на чердаке 5

    Пусть живут на свете удивительные пчёлы 6

    Муравьиная поляна 6

    Не ловите насекомых для коллекций 7

    Берегите раков 7

    История с пиявкой 8

    Уважайте жизнь дождевого червя 8

    Зачем нужны в реке ракушки 8

    Не обижайте паука 9

    Кто там прячется под камнем? 9

    Кто-кто в теремочке живёт? 10

    О маленькой Наде и лягушке 10

    "Изучили" 11

    История с головастиком 11

    Буфо буфо 11

    В воде тихой речки показался тритон 12

    Звериные норы и птичьи гнёзда 12

    Про дикого ежа и домашние неприятности 13

    Белый сказочный двoрец 13

    На прогулке с собакой 13

    Шум в лесу 14

    Лесные тропинки 14

    Въезд запрещён! 14

    Кукушкины слёзки 15

    Как одолели "одолень-траву" 15

    Венерин башмачок 15

    Еще немного о редких растениях 15

    Разговор в лесу 16

    Пожалейте берёзы 16

    Большой старый дуб 16

    В лес по ягоды 17

    Если тебе нужны лекарственные растения 17

    Собирая грибы 17

    Кому нужен мухомор? 18

    Горит костёр 18

    Горит трава 19

    Свой мусор - всегда с собой 20

    "Бутылочная почта" 20

    Невидимое сокровище 21

    Дороже жемчуга и злата - под ногами 21

    В пещере 21

    И камень достоин уважения 22

    Золотое правило 22

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

Великан на поляне

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.

Книга называется "Великан на поляне". Но её можно назвать и по-другому: "Первые уроки экологической этики".

Что это означает?

Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.

А экология - это наука о нашем природном доме.

Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.

Но мы написали: "Первые уроки экологической этики". Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано "Зелёный дом", то эта книга тебе обязательно пригодится.

На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.

Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

Великан на поляне или первые уроки экологической этики
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

Рассказ "Великан на поляне"

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.
Книга называется "Великан на поляне". Но её можно назвать и по-другому: "Первые уроки экологической этики".
Что это означает?
Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология - это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Но мы написали: "Первые уроки экологической этики". Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано "Зелёный дом", то эта книга тебе обязательно пригодится.
На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.
Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

В чем же достоинства книги и чем она может быть полезна ученику?

Как вести себя на природе?

Это, пожалуй, главный вопрос, на который дают ответ авторы. «Великан на поляне» (краткое содержание это покажет) в большей мере научно-популярное издание, которое содержит немало интересных сообщений о растениях, животных, насекомых. Уже во вступлении дается определение «экологической этики» (сочетание вынесено в подзаголовок), поясняется значение слова «великан» (это человек по отношению к тем, для кого природа - родной дом). Обращение к реалиям жизни, описание событий, произошедших с обычными детьми, делают книгу очень познавательной и интересной для маленьких читателей.

Рассмотрим, к примеру, как строится рассказ о бронзовке золотистой.

Краткое содержание первого рассказа из книги «Великан на поляне»

Главный герой истории - грибник Петр Петрович. Часто этот человек возвращается из лесу с пустой корзинкой. И дело не в том, что он не умеет находить грибы. Петр Петрович идет в лес с другой целью - понаблюдать за тем, как живут его обитатели. И вот он как зачарованный наблюдает за бабочкой-медведицей или жуком-скакуном. А однажды с ним произошло удивительное событие. Грибник заметил, что рядом летает зеленый жук, названный за свой вид бронзовкой золотистой. Петр Петрович вытянул руку и поднял И тут случилось то, что редко бывает в дикой природе. Бронзовка приземлилась на палец, какое-то время посидела, шевеля усиками, и полетела дальше.

Что могло привлечь насекомое? Почему оно не побоялось человека? Авторы считают, что доброта и тепло, исходящие от Петра Петровича, по-настоящему любящего окружающий мир. Только такие люди могут в полной мере постичь истинную красоту природы - делается вывод в книге «Великан на поляне».

Дальше героями произведения становятся самые мелкие жители земли. Беседующие майские жуки: один из них рассказывает жуткую историю о том, как оказался в руках мальчишек и случайно вырвался на свободу. Жук-грибник, попавший в дом Тани вместе с грибами и отнесенный назад в лес девочкой и ее умным папой. Две гусеницы-путешественницы, одной из которых посчастливилось перебраться через дорогу, а вот другая погибла, так как мальчик решил помочь насекомому, но сделал это неумело. Медведка, едва не ставшая жертвой мальчишек, которых она напугала своим внешним видом. Благо рядом оказался ученый-энтомолог, освободивший ее из стеклянного плена (бутылки).

Включает книга «Великан на поляне», краткое содержание которой вы читаете, и удивительные истории о превращении рогатой гусеницы в прекрасного махаона, о школьном учителе, на нос которого приземлилась пролетавшая мимо оса, о трудолюбивых муравьях. Для многих станет открытием жизнь пчелы-каменщицы.

Обитатели водоемов и животные

Раки, пиявки, ракушки, головастики, слизни, жабы, лягушки, ящерицы, тритон… О каждом из них авторы рассказывают интересные истории, из которых становится понятно, что все в природе закономерно. Коль родилось существо на свет, значит, оно необходимо. Авторы призывают ребят относиться к каждому жителю планеты с уважением и лишний раз не вмешиваться в среду его обитания. Ведь человек для них и в самом деле «великан на поляне».

Краткое содержание истории о Наде показывает, как может измениться мнение человека о существе, которое он считал мерзким и противным. Как-то девочке приснилась мудрая царевна-лягушка. Они долго беседовали. Проснувшись, Надя решила непременно с ней повстречаться. Утром она отправилась к пруду. На берегу сидела большая и важная лягушка. Она вдоволь наплавалась и теперь, наверное, решила отдохнуть. Девочка подошла поближе - лягушка сидела на своем месте и смотрела на Надю своими удивительными глазками. Она показалась очень необычной: блестящая, зеленая, с небольшими пятнышками. Дома Надя с восторгом рассказывала маме: «Настоящая красавица! Нужно только повнимательнее разглядеть ее».

Беззащитные животные и птицы

В довершение авторы приводят истории о животных и птицах, становящихся жертвами человека. Это может происходить намеренно, например, когда мальчишки разрушают чью-то нору, или из благих побуждений. Кто-то решил на лето взять в дом ежа, а осенью выпустил его в лес. Однозначно, животное погибнет, так как не подготовилось к спячке.

Значение произведения

Непререкаемым является воспитательное значение книги «Великан на поляне». Краткое содержание каждой истории завершается анализом поступков героев, советами по поводу того, как следовало поступить в каждом конкретном случае. Будут полезны и Как убрать за собой мусор. Как разжечь костер, чтобы не навредить природе. Почему не следует брать с собой на прогулку собаку. и многие другие.

Надеемся, что наша статья, описывающая книгу «Великан на поляне» (краткое содержание), главные строчки которой напечатаны в конце книги, поможет вам правильно вести себя за городом и вызовет желание прочитать произведение полностью. А правило: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», - станет и вашим девизом в жизни.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...