Что сказано в библии о профессии психолог. Христианин, профессия и карьерное консультирование

Ремесло I. ПРЕДВАРИЕТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В Быт. 4первым «ковачем всех орудий из меди и железа» назван Тувалкаин, тем не менее о некоторой специализации израил. ремесленников можно говорить, видимо, только начиная со времени пребывания их в Египте. Развитие Р. предполагает оседлый образ жизни, в условиях же кочевого скотоводства речь может идти только об их зачатках. У окружавших израильтян народов, прежде всего у египтян и вавилонян, развитые Р. существовали уже в IV-III тысячел. до Р.Х., о чем свидетельствуют найденные при раскопках изделия ремесленников, часто исполненные с поразит. совершенством. Израильтяне, вероятно, постепенно перенимали навыки Р. от соседей, а потом и сами достигли высокого мастерства. Весьма вероятно, что тяжелый физич. труд, во всяком случае до времени правления царя Соломона, у израильтян возлагался преимущ. на рабов, но затем вошел в разряд занятий свободного человека. Как известно, все знаменитые раввины и книжники, в т.ч. и ап. Павел, занимались к.-л. Р.; этим израильтяне отличаются, напр., от греков, у которых физич. труд считался занятием, недостойным свободного человека. Целый ряд признаков указывает на то, что Р. передавалось в израил. семьях по наследству, что целый род мог заниматься одним и тем же Р. и что, видимо, уже в ветхозаветные времена существовали корпорации по типу цехов или гильдий (см. ; ; ).II. ТЕКСТИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Потребность людей в одежде позволила текстильному производству в числе первых выделиться в самостоятельную отрасль. Хотя прядение и ткачество еще долгое время относились к домашним, прежде всего женским, занятиям и добродетелям (), именно в этой области можно обнаружить довольно раннюю специализацию. Во всяком случае, во времена царей у израильтян уже существовали центры текстильного Р., напр. в Дебире, где при раскопках археологами обнаружены многочисл. следы ткацких цехов и красилен. ПРЯДЕНИЕ. Пряли гл. образом шерсть. Зажав кусок шерсти рукой, прядильщица правой отщипывала от нее клочья и с помощью большого и указат. пальцев скручивала их в нить, которую затем наматывала на веретено (), тонкую деревянную палочку длиной ок. 30 см., на верхнем конце которой крепился блочок из камня, глины или кости, позволявший увеличить центробежную силу. Вращая и отпуская веретено, прядильщица скручивала нить и навивала ее на стержень. Египтяне умели делать более тонкую нить, чем израильтяне: есть сведения, что из вороха шерсти весом 0,5 кг они могли спрясть нить длиной до 90 км. ТКАЧЕСТВО. Из полученных нитей с помощью ткацкого станка изготавливали полотно. Станки вначале устанавливали горизонтально, а позднее – вертикально; в крупных мастерских ткацкие станки крепили к потолку (; ). ( Ткач.) В 1Пар. 4говорится о семействах колена Иуды, «выделывавших виссон», тонкое льняное полотно. Однако известно, что израильтяне изготавливали в основном грубую холстину, в то время как виссон ввозили преимущ. из Египта. Израильтяне ткали полотно из льна, выращиваемого гл. образом в Палестине. Технология изготовления льняной ткани была следующей. Из срезанных стеблей сначала выколачивали семена, примерно так же, как при обмолоте. Затем стебли сушили на солнце (см. ), после чего на неделю погружали в воду, чтобы отделить внутренние мягкие волокна от затвердевшей части. Затем стебли вновь сушили, теребили, расщепляя и отделяя волокна, сортировали и расчесывали. Полученное т.о. волокно пряли так же, как и шерсть. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАЛАТОК. Ткачи, делавшие палатки, перерабатывали гл. образом козью шерсть, изготавливали из нее полотница, которые затем сшивали. Материал полотнищ был похож на войлок. Этим Р., как известно, занимался и Павел (). БЕЛЕНИЕ. Р. белильщиков (; ; ) было сродни Р. красильщиков. Белильщики, очищая полотно или предметы одежды, топтали их ногами в больших чанах, куда добавлялись моющие вещества. Главная задача белильщиков состояла в том, чтобы обезжирить состриженную шерсть и очистить ее от грязи, доведя таким образом до белизны ( Белильщик). КРАШЕНИЕ. Красильщики пользовались каменными чанами и бадьями высотой и диаметром примерно в 1 м. У чанов сверху было отверстие диаметром прим. 15 см, обрамленное желобом для слива красителя, чтобы ничего из дорогостоящего вещества (не пропадало). При раскопках рядом с такими чанами археологи находили остатки гашеной извести и поташа. Цветовая гамма не отличалась разнообразием, чаще других красок использовали багряницу и пурпур. Позднее центром крашения багряницей стали Фиатиры в Малой Азии (). Вероятно, были известны и красящие вещества растит. происхождения для получения желтого и красного цветов. КОЖЕВЕННОЕ (ДУБИЛЬНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО. Ремесленники, обрабатывавшие кожу, упоминаются, напр., в ; в , где говорится об окрашенных кожах, тоже подразумевается Р. кожевников. Кожевник Кожа. III. СТРОИТЕЛЬСТВО Строит. Р. как самостоятельная отрасль появилось у израильтян не ранее эпохи царя Соломона. Для сооружения храма и своих дворцов Соломон пригласил финикийских строителей (), у которых, вероятно, израильтяне и научились строит. Р. В связи с тем, что затраты на обработку камня были очень высоки, верхнюю часть домов нередко строили из более дешевого кирпича, глины или дерева. Дом, строительство дома Город Крепость. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КИРПИЧА. Производством кирпича занимались израильтяне, находясь в егип. рабстве (). Само это Р. значит. раньше было известно в Месопотамии, о чем можно судить по рассказу о сооружении Вавилонской башни (). В Ис. 9тоже говорится о кирпичах, предназнач. для строительства. В ВЗ мало сказано об израил. технологии изготовления кирпича, но она, вероятно, была аналогична египетской. Глину для прочности смешивали с соломой, реже – с керамич. черепками и мелкими камешками. Ее месили, добавляя воду, а затем отформованные кирпичи раскладывали на ровной площадке, посыпанной соломой, чтобы они не прилипали к земле. Кирпичи формовали в переносной деревянной форме и оставляли для просушки на воздухе на 2–3 дня. Затем для дальнейшей просушки их складывали штабелями и оставляли на солнце еще на 2–3 недели, после чего они становились пригодными для строительства. Нередко на кирпичах можно увидеть клеймо – отпечатки цар. имени или названия здания, для которого они предназначались. Вмятины, сделанные пальцами на еще сырых кирпичах, способствовали лучшему скреплению кирпичей с раствором. Кирпичи достигали размера 50 х 25 х 10 см, т.е. были значит. крупнее современных. КАМЕНЩИКИ (; ) клали из кирпичей стены домов, причем израильтянам была известна перевязка кирпичной кладки и заполнение пустот землей или щебнем, но технику кладки свода они не знали ( Каменщик). КАМЕНОТЕСЫ () в каменоломне обтесывали отбитые от скалы относит. мягкие известняковые глыбы, демонстрируя при этом поразительную точность. Часто камни обрабатывали в месте стыков, создавая плоскую поверхность, наружные же грани делали выпуклыми. При строительстве использовали уровень, отвес с мерной веревкой (; ; ). Линию обтесывания обозначали красным мелком, следы которого обнаружены на камнях при раскопках. Каменные блоки больших ворот в Мегиддо подогнаны один к другому так плотно, что между ними невозможно просунуть лезвие ножа. В , видимо, подразумевается работа, сходная с работой ШТУКАТУРОВ. Поверхность стены обмазывали смесью глины и извести, вероятно, чтобы закрыть имевшиеся трещины. В новозаветную эпоху таким способом белили гробницы, помечая их, чтобы к.-л. случайно не осквернился от прикосновения к ним (см. ; ). Обработкой дерева, как при строительстве, так и при изготовлении утвари занимались ПЛОТНИКИ (; ; ). Невозможно установить, составляли ли обособленную группу ДРОВОСЕКИ (). РЕЗЧИКИ по дереву упомянуты в исторических книгах ВЗ в связи с изготовлением внутр. убранства скинии (), а в книгах пророков – в связи с изготовлением идолов (– в Синод. пер. – «плотник»). Возможно, здесь речь идет о плотниках, которые одноврем. были и столярами.

Существовала ли в ветхозаветную эпоху профессия ПРОХОДЧИКА, неизвестно. Установлено лишь, что, напр., в царствование Езекии в Иерусалиме был проложен подземный туннель длиной 550 м и высотой до 1,80 м. На его стенах видны следы кирки. Подобные сооружения были обнаружены и в Мегиддо. IV. ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ Из Р., связанных с этим видом деятельности человека, в Библии в качестве отдельной группы названы лишь ХЛЕБОПЕКИ (пекари) (; ). ( Хлеб.) Несмотря на то, что зерно молола каждая домохозяйка, вероятно, существовало и Р. МЕЛЬНИКА, поскольку хлеб пекли не только дома, но и в пекарнях. Мельница, молоть. V. МЕТАЛЛООБРАБОТКА С иск-вом обработки металла евреи, судя по , познакомились в Египте. Из следует, что монополистами в области обработки железа в Ханаане были филистимляне, и эта монополия была сломлена только в результате победы Саула. Лишь с этого времени металлообрабатывающие Р. начинают развиваться и у израильтян. Месторождения железной руды были открыты в долине Аравы, первонач. принадлежавшей Едому. Завоевав эту область, центром которой был Ецион-Гавер, портовый город на Красном море, царь Соломон повелел создать промышленное производство, которое стало самым крупным в то время на Ближнем Востоке. Из Книги Иова () известны некоторые подробности о добыче руды. Добытая руда переплавлялась, как полагают ученые, в больших плавильных печах, причем для раздувания и поддержания огня использовали постоянно дувший сев. ветер. Топили печи древесным углем, для чего из близлежащих лесов доставляли древесину. Полученное железо подвергалось дальнейшей переработке, а медь отливалась в слитки. Примечание во , вероятно, относится к подобной металлообработке. Олово, необходимое для производства бронзы, в Палестине не встречается и, вероятно, ввозилось. ( Свинец Железо Золото Серебро Олово.) В 3Цар. 7говорится о ЛИТЕЙЩИКАХ, изготовлявших бронзовую (или медную) утварь для храма; в качестве форм они использовали углубления «в глинистой земле». Мастера, называемые евр. словом хараш (; – в Синод. пер. в обоих случаях – «плотники»), вероятно, занимались обработкой дерева, металла и камня. Преимущ. же металлообработкой занимались КУЗНЕЦЫ, в частности кузнецы по железу и меди, а также по золоту и серебру. КУЗНЕЦЫ ПО ЖЕЛЕЗУ. Их орудиями были молот, наковальня, щипцы и гвозди (), а также кузнечный мех для раздувания огня (). Кузнецы делали оружие, инструменты, домашнюю утварь и сельскохоз. инвентарь. В показано, как происходила плавка руды для получения чистого металла, который затем подвергался формовке, ковке и рихтовке ( Оружие и орудия труда). КУЗНЕЦЫ ПО МЕДИ, или «медники» (), примерно таким же способом обрабатывали медь. Они владели литейным исквом, умели методом ковки получать листовую медь, полировать ее и изготавливать из нее высокохудож. изделия, в т.ч. и сосуды. ЗЛАТО- И СЕРЕБРОКУЗНЕЦЫ, иск-во которых было известно в Египте с древних времен, а в Вавилонии достигло расцвета уже в IV-III тысячел. до Р.Х., изготавливали преимущ. ювелирные украшения и ценные предметы обихода для цар. дворцов и святилищ, а позднее – и для зажиточных людей. Такие кузнецы («серебряники») упоминаются в Иначе они названы в показано, что иск-во этих мастеров в значит. мере находило применение и при изготовлении идолов. Кузнецы уже освоили пайку и сварку. Находки археологов свидетельствуют, что мастера по обработке листового золота могли создавать необыкновенно красивые вещи, отличающиеся тонкой обработкой. Украшения. VI. ПРОЧИЕ РЕМЕСЛА О древнейшем, наряду с ткачеством, Р. ГОРШЕЧНИКОВ Горшечники. Как особую профессиональную группу следует отметить мироварников ( СОСТАВЛЯЮЩИЙ МАСТИ). Эти ремесленники готовили мази, мастичные масла, благовония, курения и специи. Они не только снабжали своей продукцией цар. двор и храм, но и торговали ею. Несмотря на отсутствие к.-л. указаний, все же можно предположить, что существовали профессии САПОЖНИКОВ и ПОРТНЫХ. VII. АРХИТЕКТУРА, УБРАНСТВО ХРАМОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ УТВАРИ Иск-во по своей природе тесно связано с Р. Как показывают раскопки, иск-во некоторых стран Ближнего Востока, прежде всего Вавилонии и Египта, достигло расцвета уже в IV-III тысячел. до Р.Х., о чем свидетельствуют великолепные постройки, живописные и скульптурные изображения, тщательность отделки предметов обихода. Однако этого нельзя сказать об иск-ве Израиля. Вероятно, причина состоит в том, что, за искл. времени правления царя Соломона, при котором наиб. развития достигла архитектура, израильтяне как народ были значит. беднее своих соседей. Как свидетельствует историч. опыт, развитие иск-ва зависит от богатого правящего дома или отдельных покровителей, но действовавшее в Израиле земельное право препятствовало появлению большого числа крупных собственников, способных финансировать развитие иск-ва. Еще одна причина заключалась в том, что Закон запрещал народу Божьему поклоняться изображениям. Расцвет же иск-ва соседних народов был связан с тем, что художники развивали свои дарования, участвуя в сооружении и украшении храмов или создавая изображения языч. богов. Знаменат. поэтому, что в ВЗ мы находим упоминания о художеств. деятельности ремесленников, напр. в ), где были изображены пальмы, цветочные орнаменты и херувимы; к херувимам в Святом Святых; это же относится и к разноцветным покрывалам, украшенным вышивкой завесам () и к одеждам первосвященника. В IX и VIII вв. до Р.Х. был достигнут высочайший уровень мастерства в резьбе по слоновой кости. Деревянную мебель инкрустировали пластинками слоновой кости с вырезанными на них изображениями растений и животных. Иногда предметы мебели украшали резьбой по дереву, драг. камнями, обкладывали сусальным золотом. Не исключено, однако, что многие из этих предметов были привезены из соседних стран. Как показывают находки, ассортимент ювелирных украшений ( Украшения) у израил. мастеров (златокузнецов) был довольно богатым, но они не достигали той степени совершенства, которая была присуща, напр., егип. или греч. мастерам. Производство керамики ( Горшок), напротив, в самые ранние периоды достигло столь высокого уровня, что по совершенству форм и богатству росписи даже простые предметы обихода нередко превосходили изделия ремесленников соседних стран. Именно в иск-ве изготовления кувшинов, ваз, светильников и других подобных предметов израил. ремесленники добились наибольшего успеха. Это еще раз подтверждает тот факт, что иск-во израильтян развивалось прежде всего как прикладное, и наибольших высот оно достигло в отделке предметов обихода, напр. в богатстве орнаментов; в то же время нет никаких свидет-в того, что у израильтян было развито изобразит. иск-во «в чистом виде».

Для многих из вас этот год станет последним годом обучения в школе или гимназии. Вам предстоит сделать один из важнейших выборов в жизни – выбор профессии. От того насколько серьезно и обдуманно вы подойдете к этому, зависит ваше будущее, направление вашей деятельности, ваши будущие стремления и даже удовлетворенность и счастье в жизни. Очень многие молодые люди не задумываются серьезно о выборе профессии и, как следствие, терпят крах своих надежд. Работа становится для них ненавистным ярмом.

Обычная история из жизни

Я окончила институт по специальности инженер-строитель. Когда пришла пора выбирать профессию, я выбрала этот вуз, потому что он находился недалеко от дома и потому что именно его посоветовал мне отец. Я вспомнила, что в детстве с удовольствием строила в детском саду домик из кубиков и решила научиться проектировать настоящие дома. Очень скоро я поняла, что это не то, чем я бы хотела заниматься в жизни. Но жалко было бросать институт, жалко было потраченных на учебу лет, и я решила довести обучение до конца. Через пять лет, получив заветный диплом, я смогла лишь полгода проработать на стройке инженером. Каждый день работы приносил мне сильнейшие душевные мучения. Жизнь превратилась в кошмар. Я осознала, что мой необдуманный выбор принес мне только разочарование. Я ненавидела эту работу и вскоре уволилась. Мне пришлось искать другую работу, которая хотя бы не вызывала у меня неприязни. Вскоре я вышла замуж. Мы с мужем пришли к Господу. Родились дети, и, когда они немного подросли, мне очень захотелось вновь получить специальность. Теперь я серьезно подошла к выбору и, проанализировав свои способности и таланты, решила выучиться на акушерку. Однако осуществить это было очень нелегко. Во-первых, трое наших маленьких детей нуждались в моем постоянном присутствии и заботе о них, во-вторых, за второе образование нужно было уже платить немалую сумму денег, в-третьих, я многое уже забыла из школьной программы. Пришлось отказаться от этой затеи. Шли годы, а я так и не смогла по-настоящему реализовать себя в жизни. Там, где я хотела бы работать, мне просто не хватало знаний и опыта. Только благодаря милости Божьей я могла найти счастье и радость в служении людям в церкви. Но и это служение было бы намного эффективней, если бы у меня были определенные профессиональные знания и навыки.

Ложные предпосылки выбора профессии

Многие руководствуются неверными принципами выбора специальности: престижем, высокой заработной платой, желанием родителей или легкостью поступления в то или иное учебное заведение, предпочтением работать в бюро, а не трудиться физически.

Давайте проанализируем все это в свете Библии.

Желание иметь престижную профессию

Какие профессии нынче в моде? Несколько десятков лет назад многие мальчики мечтали быть космонавтами и летчиками, а девушки – стюардессами. Сегодня мода изменилась, и престижными являются профессии компьютерщика, менеджера по продажам, юриста… Естественно, конкурс на специальности экономика, менеджмент, юриспруденция, программное обеспечение и т.п. является самым высоким. Иметь престижную профессию и престижное место работы, добиться успеха в жизни, быть профессионально выше других, иметь более высокую заработную плату – эти побудительные мотивы движут многими людьми.

Иисус видел подобные стремления у Своих учеников, и это очень огорчало Его.

«Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мар.9:33-35).

Иисус предлагает вам выбрать профессию для служения людям и Богу. Этот принцип должен стоять на первом месте. Сам Творец, будучи на земле, научился ремеслу, трудясь в плотницкой мастерской вместе с Иосифом. Он дает нам великий пример понимания правильной мотивации при выборе профессии.

Предпочтение работать в бюро, а не трудиться физически

Почему-то принято считать, что умственный труд более почетен, чем физический. Родители могут говорить своим детям: «Если будешь плохо учиться, то пойдешь в дворники или будешь мыть полы». Такое запугивание приводит молодежь к пренебрежительному отношению к физическому труду, как будто бы люди, им занимающиеся, стоят на нижней ступеньке общества. Если ребенок хорошо учится в школе, то ему сразу же предлагают учиться в институте или университете, то есть впоследствии заниматься умственным трудом. А если успеваемость средняя, то посылают учиться в колледж, при этом иногда говоря: «Если не можешь думать головой, работай руками».

В жизни же люди рабочих специальностей, которые являются настоящими специалистами своего дела, также ценятся высоко, а иногда даже и больше, чем те, кто работает в бюро. Всегда и везде высоко ценятся добросовестные, трудолюбивые, ответственные специалисты, которые являются еще и мастерами своего дела. Кроме того, если этот труженик вдобавок ко всему и христианин, не имеющий вредных привычек, то его ценность удваивается. Всем нужен профессиональный слесарь, строитель, сантехник, токарь, механик и даже уборщица помещений.

Иисус был плотником. Это была не самая перспективная специальность в то время. Но «Своим примером Он учит нас быть прилежными, выполнять работу аккуратно и тщательно, ибо честный труд почетен. Упражнения, благодаря которым руки становятся более умелыми, готовят молодежь к перенесению жизненных тягот, развивают физическую силу и способности человека. Каждый должен найти какое-нибудь дело, полезное для себя и для других. Бог предназначил труд в благословение человеку, и только прилежный работник обретает истинную радость жизни» (Желание веков, 72).

Когда выбор делают родители

Как правило, родители советуют детям учиться там, где они сами бы хотели учиться, если бы повернуть время вспять. Это их нереализованная мечта. Принимать во внимание их советы или нет - зависит от аргументов, которые приводят родители для выбора той или иной специальности. Если родители видят ваши способности и связывают их с перспективой работы в служении Богу и людям, то к таким советам следует прислушаться. В противном случае, Писание призывает нас слушаться более Бога, нежели человека (см. Деян.4:19).

Поступить туда, где меньше конкурс

Так поступая и не принимая во внимание при этом свои таланты, вы программируете свою жизнь как жизнь неудачника. На работе мы проводим значительную часть жизни. Если работа нелюбимая, это ведет к быстрой утомляемости, неудовлетворенности и скуке. Стоит об этом подумать заранее, до того как вы уже стали студентом какого-то учебного заведения.

Высокая заработная плата

Для большинства молодежи это важный пункт при выборе профессии. Многие мечтают иметь собственный дом, машину, обстановку, иметь средства для путешествий и отдыха. Поэтому из предложений на рынке труда выбирается наиболее высокооплачиваемая работа, даже если она не соответствует требованиям Бога. Погоня за деньгами приводит христиан к отступлению от истины и духовному падению. Я знаю несколько сестер из церкви, которые занялись распространением косметики фирмы Mary Kay. Они добились значительных успехов в продаже этой продукции, их заработная плата повышалась, наверное, пропорционально их духовному падению. Но разве Бог одобряет употребление декоративной косметики? Может быть, Он одобряет погоню за богатством? Вспомните юношу, которого Христос пригласил следовать за Ним, но он отошел от Него и «…опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лук.18:22-25).

Богатые люди склонны настолько привязываться к своему состоянию, что теряют из вида Бога и вечную жизнь.

Основные шаги выбора профессии

Какими принципами выбора профессии должен руководствоваться христианин?

1. Проанализируйте, какие таланты, даровал вам Господь. Какие предметы вам легче даются в школе? В каких областях преподаватели отмечали ваш талант?

Часто при выборе профессии следует принимать во внимание и состояние здоровья: в современной промышленности есть много предприятий, на которых атмосфера такова, что даже крепкое здоровье быстро разрушается.

У шахтеров чаще всего происходят сердечные приступы, заболевания органов дыхания, они чаще других попадают в аварии. Парикмахерам из-за постоянного контакта с химическими средствами очень знакома аллергия, нередко у них возникают и заболевания дыхательных путей, варикоз, артрит и проблемы с позвоночником. Водители имеют вибрационную болезнь, радикулит. Выбирая профессию, подумайте, к каким профессиональным заболеваниям она может привести.

2. Составьте список профессий, которые вам нравятся. К каким профессиям вы испытываете больше интереса? В каких областях вы стремитесь не только к результату, но вам также интересен и сам процесс работы?

3. Проанализируйте, как через эти профессии вы можете служить Господу и людям. Где (на каких предприятиях) вы сможете впоследствии трудиться.

Всегда помните, что Бог дал вам таланты для служения Ему!

4. Желательно во время каникул пройти практику на предприятии по выбранной профессии в течении 1-3 недель. За это время вы вполне сможете оценить, нравится вам эта работа или нет, увидеть все ее плюсы и минусы. Спросите себя: «Принесет ли она мне удовлетворение и радость?»

Если вы по натуре человек стеснительный и необщительный, то, скорее всего, вы не сможете работать секретарем, учителем, менеджером.

Если вы по натуре человек активный, подвижный, а кропотливая, сосредоточенная работа приводит вас в уныние, то из вас не получится хороший бухгалтер или экономист.

5. Узнайте, какой график работы обычно имеют люди, трудящиеся по этой специальности. Подойдет ли это вам? В ряде производств особенности технологических процессов таковы, что в односменном режиме их выполнить невозможно. К ним относятся, например: непрерывные производства (такое, как доменное, в котором печи работают непрерывно в течение нескольких лет, а внеплановая остановка равнозначна крупной аварии). Службы экстренной помощи - пожарная, спасательная, медицинская. Предприятия сферы обслуживания, торговли. В таких случаях организуется работа по сменам.

Кроме того, на таких предприятиях требуется работа в субботний день. Господь призывает нас будь мудрыми и рассудительными. Не выбирайте профессию, где вы обязательно столкнетесь с искушением нарушить день Господень.

«Бог дал человеку шесть дней, чтобы он трудился для себя, но оставил один день, в который люди должны воздавать Ему особую почесть. Его надо прославлять, а Его власть уважать… Суббота была сотворена на благо человеку, и сознательное нарушение святой заповеди, запрещающей труд в седьмой день, - это преступление в очах Неба, которое в законе Моисеевом признавалось настолько тяжким, что требовало смерти нарушителя. Но это еще не все наказание, есть кара самая страшная - ибо Бог лишит вечности преступников Своего закона. Нарушитель должен будет вкусить вторую смерть, которая является полным и окончательным наказанием для преступивших Закон Божий» (Свидетельство для церкви 1, 532-533).

7. Выбирайте учебное заведение ближе к дому, таким образом, чтобы вы могли жить со своими родными. Очень часто молодые люди, уезжающие в другой город и живущие в общежитии при учебном заведении, вскоре настолько попадают под влияние мирских товарищей, что забывают Бога и погружаются в греховную жизнь.

«Те, кто изучает медицину в светских школах, должны особенно остерегаться дурного влияния, которому они постоянно подвержены. Когда преподаватели мирские, искушенные в жизни люди, а сокурсники неверующие, которые не думают серьезно о Боге, даже опытные христиане рискуют оказаться под влиянием этих неверующих людей. Тем не менее, некоторые прошли курс медицины и остались верными принципу. Они не учились по субботам и доказали, что люди могут стать квалифицированными врачами и не разочаровать ожидания тех, кто воодушевил их получить образование» (Советы родителям, учителям и учащимся, 479).

Дело Божье нуждается в специалистах различных профилей, правда, не всех подряд, а только тех, кто действительно посвятил себя, свое время, свою жизнь служению. Бог нуждается в тех, кто доверил Ему свою жизнь и не гонится за высокой зарплатой или престижной работой.

«Помните, что в какой бы должности вы ни служили, отношением к своим обязанностям и к людям вы свидетельствуете о своих целях и побуждениях и развиваете свой характер. Какую бы работу вы ни выполняли, делайте ее с точностью, аккуратностью и прилежанием; не ищите легких задач» (Служение исцеления, 499).

И в заключение хочется сказать вам, дорогие друзья: «Сегодня мы многое слышим о "высшем образовании", но истинное "высшее образование" дает Тот, в "Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 2:3; Ин. 1:4). "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков". "Кто последует за Мною, - говорит Иисус, - тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни"» (Желание веков, 465).

Какие профессии не подходят христианину?
— Уважаемый читатель, давайте вместе составим список — на каких должностях, не смотря на коллег, все-таки можно не греша растить свою веру, а какие профессии совершенно негодны для чистой жизни перед Господом Богом?

Список будет составляться на этой странице по ходу ваших комментариев.
— — — — — — — — — — — —

Работа — та деятельность, которая занимает у людей большую часть дня и жизни в целом. Люди посвящаются профессии, она определяет взгляды человека, заставляет привыкать мыслить особенно, мирится с компромиссами ради увеличения своего дохода и улучшения собственных условий жизни. Людей упоминают не по имени, а по профессии: электрик, депутат, пастор, врач или милиционер.

Есть нехристианские профессии , останавливающие путь к Богу и разворачивающие людей назад в грех. Напишите ваше мнение, могут ли христиане участвовать в продаже спиртного и сигарет, в производстве обманных товаров (ненастоящих продуктов питания, быстроломающихся вещей), быть мед.работниками, прописывающими вредные для здоровья препараты и по завышенным ценам?

Могут ли христиане работать на производствах, отравляющих созданную Господом Богом природу и людей? Могут ли работать там, где принуждают одеваться слишком откровенно; в сфере создания развращающих людей фото, видео, фильмов, шоу, передач, работа в развлекательных заведениях, театрах, кино? Могут ли быть учителями, читающими школьную программу о происхождении человека от обезьяны?

Прокомментируйте , пожалуйста, как смотрит Господь Бог на работу менеджером, где приходится «правильно» мягко привирать и скрывать подводные камни своих предложений, об которые люди потом «разбиваются»; вовлекать людей, играя их греховными слабостями; строить «дружбу» на выгоде; давать «откаты» и быть в собрании развратителей и т.д. Работа на весах там, где начальство ставит условие обвешивать, обманывать или регулярно предлагать, не обращая внимание на многократные отказы?

Возможно ли сохранить праведность на работах военным, работе с оружием и правом его применять, с военной техникой; на работе в силовых структурах, приводящих в исполнение приговоры законной власти? Как вы думаете, может ли христианин (слуга Любви Божьей) быть боксером или заниматься другими видами боевых искусств, участвовать в соревнованиях, где ему для победы нужна нелюбовь (ненависть), а сам он разжигает неправедные эмоции в миллионах зрителей? Можно ли работать мясником, забойщиком на ферме? Можно ли сохранить верность Богу в разведке, в военной или политической власти?

Прокомментируйте , пожалуйста, профессии, куда можно устроиться только по знакомству (высокие посты) или только с большими деньгами, где покупаются кресла, дипломы и нужные связи; использование власти против людей? Пасторы больший церквей, начинающие проповедовать только то, что им выгодно; лидеры больших организаций, политических партий, общественных организаций; бизнес, строящийся на откатах и жестком подавлении конкурентов?

Может ли христианин участвовать в сборе денег, идущих мимо кассового апппарата; способствовать двойной бухгалтерии (черная и белая), двойному учету рабочего времени, участвовать в нелегальных работах, в оформлении липовой пенсии? — возможно ли, работая там, все-таки оставаться верным Господу Богу?

На каких должностях , не смотря на грешащих коллег, все-таки можно самому не грешить, а какие профессии совершенно непригодны для чистой жизни перед Господом Богом?
— — — — — — — —

В результате ваших комментариев имеем 2 списка нехристианских профессий:
1. Там, где принципиально нельзя работать без греха перед Господом Богом;
2. Где работать можно, но осторожно.

1. Принципиально работать нельзя:

1. Преступники — врачи, делающие аборт.
2. Работа на производстве, хранении, распространении и в торговле:
табачных изделий,
— спиртного,
наркотических средств,
— мед.препаратов с наркотическим действием,
— оружия (военные заводы),
— атеистической литературы, видео, аудио, фильмов, аксессуаров.
3. Работа в сфере игорного бизнеса — соучастие в массовом обмане.
4. Работа в ночных клубах и оказании интимных услуг: Не работать там даже близко, даже водителем, уборщицей или делать ремонт. Такие места не должны существовать. Им можно только приходить проповедовать, спасать, но только если вы имеете большую веру и соответствующие дары свыше.
5. Не работать там где курят, не позволять коллегам по работе дымить рядом, ругаться матом и неуважительно высказываться на христианские темы и о нашем Творце Господе Боге — жестко требовать свои права.
6. Преступление против Господа — заниматься чародейством, колдовством, гаданием, идолослужением, а также пользоватся их услугами. В числе таких могут оказатся экстрасенсы, парапсихологи, психотерапевты и психологи (официальные профессии). Много мануальных терапевтов во время своей работы читают «молитвы» духам — осторожно!
7. Идеологи, научные сотрудники-атеисты, сродни гадалкам, думают что можно жить без Господа и лишены спасения.


2. Работать можно, но очень осторожно:

1. Нельзя работать там, где сложно идти против сложившейся порочной системы обмана клиентов и сотрудников, взяток, унижений, распущенности, флирта, любостяжания. Сразу при устройстве на работу важно понять моральное лицо сотрудников и деятельности в целом, чтоб не потерять там Спасителя Иисуса Христа.
2. Работники военных производств. В крайнем случае уборщицей, электриком, активно проповедующим Царствие Божие.
3. На службе в армии — нельзя быть призывником, контрактником: даешь присягу — и тебя рано или поздно пошлют кого-то убивать. Можно служить альтернативно, или штатным проповедником, никогда не берущим в руки оружие, в крайнем случае писарем, поваром, активно проповедующим всем.
4. Работа в различных силовых структурах, спец.назе, гос.безопасности, в охране (смотря что охраняешь).
5. Работа на производстве по созданию обманных товаров, срок службы которых или заявленное качество не соответствует действительности. На сегодня это 80% продуктов питания и бытовых товаров.
6. Не занимаются большой политикой, не имея соответствующего Божьего дара и ведения Духа Святого. Но депутат начального уровня — прекрасная возможность заботится о соседях и обращать коллег.
7. Не тренировать людей различным единоборствах с целью их применения против людей.
8. Не занимаются строительством и ремонтом культовых зданий различных религий. Государственные институты тоже культ атеизма.
9. Не принимать участия в организации и проведении праздников, которые корнями уходят в язычество.

Благая весть Иисуса Христа способна преобразовывать личность человека. Евангелие Царства Божьего имеет потенциал для изменения целых сообществ и социальных институтов. Послание к Колоссянам утверждает, что Господство Христа во всех сферах человеческой жизни, это Господство Создателя и Вседержителя: “…Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит”.

Послание Иисуса Христа названо “Евангелием”, Благой вестью, потому что оно несёт благо, созидает, восстанавливает, примиряет. Благо для человека примириться с Богом, восстановить правильные отношения с другими людьми, направить все процессы своей жизни на созидание, а не на разрушение. – это искупительный, преобразующий труд Бога, направленный на всё Его творение. Всё, что было искажено грехом, должно быть восстановлено и служить для славы Божьей.

В чём заключается господство Иисуса в твоей жизни?

Возвращаясь к словам послания к Колоссянам, очень важно выделить описание роли Христа и Его Господства: “… Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем”.


Всё, что создано и что существует, действует, создано для Иисуса Христа и только благодаря Нему может продолжать существовать и действовать.

О Христе говорится как о Царе, Который искупает Своей Кровью людей, прощает грехи, примиряет их с Богом в теле Плоти Своей и представляет, благодаря Своему делу спасения, святыми, непорочными, неповинными. Это образ Христа – Спасителя. Образ, полный благодати, жертвенной любви и прощения. И уже в этом образе, тем не менее, Иисус Христос назван Царём. Над чем и над кем Он царствует? Совершенно очевидно, что над всем и над всеми. Христос рождён прежде всего творения, Им создано всё, что было создано и что существует. Даже те институции нашего мира, которые претендуют на власть и управление, тоже были созданы Христом. Более того, утверждается, что всё было создано не только Им, но и для Него. Всё, что создано и что существует, действует, создано для Иисуса Христа и только благодаря Нему может продолжать существовать и действовать. “Всё Им стоит”.

О Кресте Иисуса Христа и Его крови утверждается, что посредством них происходит . Искупление людей целиком связано с Богом и имеет только одно условие для нас: быть твёрдыми и непоколебимыми в вере и на отпадать от надежды благовествования – Евангелия Царства Божьего, охватывающего всё и всех. Крест Христа и Его Воскресение имеют абсолютное влияние на всё творение: личность человека, отношения между людьми, процессы человеческой жизнедеятельности, социальные институты, необходимые для нормальной жизни общества. Искуплению подлежат и сам человек, и все сферы человеческой жизни. Абсолютно всё. Голландскому богослову и учёному Абрахаму Кёйперу принадлежит утверждение о том, что “Нет ни одного квадратного сантиметра во всей вселенной, на которые бы Христос ни указал со словами: “Это – Моё””.

Евангелие связано не только с Церковью

Евангелие Царства Божьего связано со всеми сферами жизни человека. Эта связь представляет собой искупительное, преображающие влияние Господства Христа на всё сотворённое. Евангелие связано с внутренним миром человека. Евангелие связано со всеми внешними, социальными процессами и структурами, в которые мы включены и которые также были устроены Богом.


Искупление людей целиком связано с Богом и имеет только одно условие для нас: быть твёрдыми и непоколебимыми в вере и на отпадать от надежды благовествования – Евангелия Царства Божьего, охватывающего всё и всех.

Евангелие и культура. Евангелие и политика. Евангелие и семья. Евангелие и образование. Евангелие и профессия. Всё Им и для Него создано. Всё Им стоит. “Нет ни одного квадратного сантиметра во всей вселенной, на которые бы Христос ни указал со словами: “Это – Моё””. Именно поэтому христианскому сообществу, как сообществу людей, призванных Иисусом Христом и следующих за Ним, очень важно учиться видеть искупительное действие Христа и во всех этих сферах и учиться самим быть частью этого дела преобразования сотворённого мира. Послание к Колоссянам говорит о Евангелии, как о “благовествовании…, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем”. Быть служителем Евангелия Царства Божьего, значит возвещать о Жертве и Воскресении Иисуса Христа, о Его Господстве во всех сферах человеческой жизни и следовать за Ним, как за Господом и Учителем. Что означает практически это признание Господства Христа и следование за Ним? Это означает, что нам нужно быть посланниками Евангелия Царства в культуре, политике, семье, образовании, профессии. Это означает, что нам нужно верно оценивать ситуацию: все эти сферы были созданы Богом, повреждены грехом и будут, при нашем участии, вновь преобразовываться в соответствии с изначальным замыслом Творца. Этот замысел был и для государства, и для культуры, и для семьи, и для образования и для труда. Всё это было создано Богом и для Бога. Отказался ли Он от этих частей сотворённого Им мира? Абсолютно нет. Он пришёл, что бы вернуть всюду Свой образ и Своё присутствие. Всё то, чтобы изначально.

Почему труд так важен для Бога?

Книга Бытия начинается словами: “В начале сотворил Бог…”. Очень важно, из всех сотворённых сфер и процессов нашего мира, первым упоминается труд, работа, сфера профессиональной деятельности и ответственности. Всё, что начало существовать, было “сотворено”, то есть создано, сделано. появилось в результате приложенных трудящимся Богом усилий. В своей книге “Зачем работать” Тим Келлер пишет: “Библия повествует о работе уже в тот момент, когда начинает говорить о чем-либо вообще, – вот насколько важен труд, без которого невозможно обойтись. Автор Книги Бытия говорит о работе Бога. Фактически, описывая величественный процесс создания мира, он помещает его в рамки обычной рабочей семидневной недели. А затем автор показывает нам, как люди трудятся в раю”.

Бог не только работает сам, но и посылает работников делать его дело. В Книге Бытия Бог призывает людей «наполнять землю и обладать ею». Слово «обладать» (или «покорять») указывает на то, что хотя все, созданное Богом, хорошо, во многом этот мир еще не завершен. Бог оставил в своем творении неиспользованный потенциал для его возделывания, и для его реализации нужен труд человека. Бог помещает людей в сад, чтобы те «возделывали и хранили его». Косвенно это дает понять, что, хотя Бог трудится, заботясь о наших нуждах, мы также трудимся для него. Бог работает через нас. Слова Псалма: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» можно понимать таким образом, что Бог строит дом (осуществляя заботу о нас) руками строителей. Как утверждал : “Бог питает все живущее, подразумевая, что Бог это делает через труд крестьян и других людей”.


Бог оставил в своем творении неиспользованный потенциал для его возделывания, и для его реализации нужен труд человека.

В двух первых главах книги Бытия труд представлен как забота о творении ради него самого и ради Бога. Но уже в четвёртой главе профессиональные технологии стали средством обретения власти. А в одиннадцатой главе мы находим знаменитую историю о строительстве вавилонской башни. В действиях потомков , которые трудятся на этом строительстве, появляется новый мотив, не свойственный первым работникам. Это новое, очевидно, является следствием выбора Адама и Евы, их решения.

Как грехопадение поменяло взгляд на труд?

Писание говорит нам о том, как из-за решения Адама и Ева, грех вошёл в жизнь людей. Мы называем это «грехопадением». Существует два аспекта в понимании того, что значат «грех» и «грехопадение». Эти аспекты дополняют друг друга. Первый аспект юридический. Грех понимается как вина человека, который совершил перед Богом преступный выбор. Второй аспект онтологический. Грех понимается как болезнь, которая поражает виновного человека. Важно понимать, что грех действует не только на личную и частную жизнь, но и на жизнь публичную и общественную, в частности поражая и сферу труда.

В истории о попытке создать башню говорится о причинах того, почему люди начали строить эту башню. Люди говорят: “Наделаем кирпичей и обожжем огнем”. Тим Келлер отмечает: “Кто-то научился обжигать кирпичи, и это был шаг вперед по сравнению с прежними методами строительства. Это означало, что теперь они могут строить гораздо более высокие здания, чем раньше. Они хотели использовать свои новые таланты и изобретения для строительства большого города. Люди с самыми креативными новыми идеями продолжают искать города, где можно было бы поэкспериментировать со своими мечтами и попытаться воплотить их на практике”. В этом нет ничего плохого. Однако там говорится и о второй, более глубокой, причине строительства: “…и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли”.


“Сделать себе имя” – это не то, ради чего трудился Бог, создавая вселенную и человека.

“Сделать себе имя” – это не то, ради чего трудился Бог, создавая вселенную и человека. Это также не то, что ради чего трудились Адам и Ева, давая имена животным и заботясь о творении, продолжая труд Божий. Деформирующее действие греха поразило и сущность самого человека и сущность тех процессов, которые были поручены ему. Процесс труда был создан Богом для радостной и ответственной заботы о сотворённом, но был значительно искажён в следствии грехопадения. Труд стал слишком тяжёлым, его результаты уже могли не принадлежать трудящемуся, работа стала восприниматься человеком как средство для того, чтобы “сделать себе имя”. Другими словами, новое, деформированное измерение для работы стало заключаться в том, чтобы благодаря её результатам культивировать свой эгоизм, получать власть над другими, поддерживать веру в то, что человек сам хозяин своей жизни. Отныне работа стала восприниматься как проклятие, как тяжёлое бремя, которое всё же необходимо для того, чтобы “сделать себе имя” и пользоваться плодами труда других людей, перестав работать самому.

Мы видим, что сфера работы, профессии была создана Богом для Его славы и была частью призвания человека. Работа была, по сути, служением человека Богу, служением, которое было угодно Богу и придавало порядок всему сотворённому. В этом отношении профессионализм, мастерство, ответственное отношение к своему делу являлись теми качествами Божьего характера, которые первыми открываются читателю Библии. Бог не просто творит. Он “весьма хорошо творит”. Результаты Его труда настолько совершенны, настолько качественны, что даже деформация грехом не может их нивелировать окончательно. Плоды Божьей работы, несущие на себе отпечаток Божьего образа и тепло Его дыхания, сопротивляются искажениям, их глубинная природа стремится к своему изначальному предназначению. В этом – величие Бога, как мастера, как профессионала. Первые работники, Адам и Ева, тоже были призваны к этому – ответственному и профессиональному отношению к своему труду – служению. Созданный по образу и подобию Бога человек был призван и сам стать профессионалом, вкладываясь в свой труд и наслаждаясь результатами своей работы. Эта синергия Мастера и подмастерий, соработничество Бога и человека в сфере труда, заботы об остальном творении – величественная часть замысла Творца. Бог являет Себя нам как высокий профессионал Своего дела и даёт нам способность также профессионально трудиться для Его славы и ради Его творения. Более того, профессиональный труд призван был приносить радость трудящемуся, ему самому и его коллегам. “Войди в радость Господина Своего”, – призывает Господь работающего человека. Изначальный замысел Бога о труде был замыслом о служении Ему, несущему радость, ответственному, профессиональному. Грех, вошедший в творение Божьей, поразил и эту часть замысла. Труд стал невыносимо тяжёл. Профессионалы стали надменны. Человек, освоивший профессию, стал мнить себя хозяином собственной жизни и стремиться к тому, чтобы облегчить свою жизни и упрочить своё положение за счёт других людей. Профессионалы “сделали себе имя” и уже не желали нуждаться в Боге. Но это вовсе не значило, что Бог отказался от профессионалов”. “Во дни Ирода, Царя Иудейского” родился Тот, Кто вернул человека и его работу Творцу. Бог вошёл в лодку профессиональных рыбаков.

Секрет успешной рыбалки – довериться Мастеру

“Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним”.

Эта история способна вызвать ряд вопросов у читателя: Что могли знать Пётр и другие рыбаки о Христе до того, как Он подошёл к ним? Если Христос “наставник”, а Пётр профессиональный рыбак, то как Пётр мог воспринимать слова Христа отплыть на глубину и закинуть сети? Легко ли Петру было согласиться с указанием Христа о новой попытке лова? Что мешало ему сделать это легко и без рассуждений?. Как пояснить реакцию Петра на обильный улов? Как Пётр обращается ко Христу после улова?


Мастерство Иисуса Христа шокирует Петра тем, что Христос способен достичь результата там, где сам Пётр и другие рыбаки-профессионалы уже смирились с поражением

Совершенно очевидно, что перед нами – одна из очень важных встреч Христа с окружающими людьми, когда они перестают быть просто теснящей толпой, но становятся чётко видны их личные особенности, нужды, интересы, страхи и надежды. Встреча Иисуса Христа с рыбаками, это встреча Мастера и профессионалов. С большой неохотой соглашается утомлённый бесплодным трудом Пётр послушаться странствующего проповедника. Пётр – профессионал в своём деле. Иисус, возможно, профессионал в своём, но как учитель может советовать рыбаку? Однако неожиданно большой улов напоминает рыбакам о Том, Кто создал воду и рыб, Кто повелевает ими. Пётр вдруг понимает, что в его лодке оказался кто-то значительно больший, нежели просто странствующий учитель. Тот, кто оказался в лодке Петра знает о рыбной ловле гораздо больше, чем знали сами рыбаки. Более того, мастерство Иисуса Христа шокирует Петра тем, что Христос способен достичь результата там, где сам Пётр и другие рыбаки-профессионалы уже смирились с поражением. Это Мастер, который лично творил и воды, и рыб, и лодки, и сети. Творец, который показывает власть над Своим творением. Господь. “Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный”, – естественная реакция еврейского мужчины, вдруг осознавшего себя в одной лодке со Святым и Великим”. Пётр становится учеником Христа и оставляет свои сети. Это не должно вводить нас в заблуждение о том, что все ученики Христа призваны бросить своё ремесло, оставить свою работу. На самом деле, эта история о том, что Бог напоминает нам о Своём качестве трудящегося Бога, показывает нам результат послушания профессионала Творцу, фиксирует, что именно из мастеров своего дела Господь призывает Своих служителей.

Труд – часть замысла Бога о человеке

Евангелие Царство Божьего и работа связаны через Образ Бога и благодаря Его замыслу. Во Христе труд человека вновь обретает своё утраченное измерение – быть служением Богу, реализацией призвания человека, средством для заботы о материальных нуждах и наслаждением плодами работы. Учитель Израиля входит в лодку рыбака. Евангелие звучит в этой лодке и к этим людям. Те, кто способен преодолеть эгоизм профессионала и послушаться Христа, становятся более успешными профессионалами. Более того – они становятся учениками Христа, не переставая быть профессионалами. После воскресения Христа Пётр идёт ловить рыбу – он не забыл своего ремесла, руки помнят свою работу. Но вновь Спаситель даёт урок профессионалу – работа проделана Петром, но на берегу его уже ждёт жареная на углях рыба. “Без Меня не можете делать ничего”, – говорит Христос, но Он не требует прекратить дело. Он напоминает всем профессионалам, что работа – часть Божьего замысла, что успех в профессии является реализацией призвания человека; призвания, к которому человека готовит Бог и для которого Он даёт всё необходимое. Делайте со Мной.


Человек – не хозяин этих талантов, но менеджер, тот, кто должен распорядиться полученным мудро и эффективно.

Таланты, которые господин даёт своему рабу в притче о талантах, должны быть применены. Что действительно важно: человек не хозяин этих талантов, но менеджер, тот, кто должен распорядиться полученным мудро и эффективно. Это значит, что каждый трудящийся человек служит своему Богу , которые были созданы Творцом и доверены Им человеку. В «Большом катехизисе» Лютера, когда речь идет о прошении «насущного хлеба» в Молитве Господней, Лютер пишет: «Когда ты молишься о «насущном хлебе», ты молишься и обо всем том, что позволяет тебе получить и вкушать твой хлеб насущный. Бог мог бы с легкостью дать тебе зерно и плоды, не предлагая тебе пахать и насаждать, но он не желает этого делать».

Работа – часть замысла Бога о человеке, часть Благой Вести, Евангелия Царства Божьего. Работать для последователей Христа означает служить Христу на своём рабочем месте, быть миссионером, посланником Евангелия Царства в своей профессии. мы читаем: “…И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу”.

Рабочее место может стать служением

Евангелие Иисуса Христа способно трансформировать как отношение учеников Христа к своему труду, так и изменить жизни тех людей, с кем и для кого работают христиане. В первую очередь это свидетельство через присутствие Христа в нас. Мы – представители Царства Божьего на земле, являем Христа через Его присутствие в нас: “Итак, кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь всё новое” (2 Кор. 5:17). Также это свидетельство через то, что мы делаем. О нашей вере и о Царствии Божьем в нас будет говорить не только то, насколько качественно мы выполняем свою работу, но и то, с каким отношением мы её делаем. Послание Павла к Титу 2: 9-10 говорит об отношении к работе, как о свидетельстве о Том, в кого мы верим и за Кем мы следуем. Евангелие может быть явлено и тогда, когда помогаем людям посмотреть на конкретные ситуации с библейской точки зрения. Люди, с которыми нам нужно работать, сталкиваются с самыми разными проблемами. От нас зависит, сумеем ли мы применить библейскую мудрость к тем вопросам, которые есть у окружающих нас людей, чтобы помочь им и указать на Бога, дающего “просто и без упрёков”. В рабочих процессах нам неоднократно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые будут касаться честности, твёрдость убеждений, верность слову, половая или иная дискриминация…. Одна из задач христианина на рабочем месте – исправлять то, что иногда называют “грехом системы”. Для этого, скорее всего, нужно будет будет проявить принципиальность, мудрость и смелость – но именно это часто делал Христос и в этом люди смогут увидеть Его в нас. Свидетельство о Евангелии Царства происходит и через применение библейских истин о Божьем характере к своей работе. Что делать, если наша работа не предполагает прямого взаимодействия с другими людьми? Помнить, что являть Христа можно не только словами. Нам важно думать о том, как та работа, которую мы выполняем, связана с образом Божьим, с Его характером. Ведь мы верим в творящего, работающего Бога. Поэтому и наша работа может отражать Его – не для взглядов какого бы то ни было, а для Его Славы. Так, одиноко метущий улицу дворник, может работать во славу Того, Кто явлен в Писании как “Бог порядка и устройства” – именно это, порядок и устройство делает дворник, которого никто не видит….


Профессиональная сфера – часть Божьего творения и Его Господства, работа способна стать служением Богу, работающий человек служит Господу на своём рабочем месте.

Наконец, важно понимать, что мы свидетельствуем, делясь Благой вестью в силе Святого Духа и предоставляя Богу завершить начатое. Если основа свидетельства о Христе – это отношения, то работа вместе с другими людьми даёт прекрасные возможности для благовестия через построение отношений. Мы не должны рассматривать своих коллег, как “объект для евангелизации”, вместо этого мы можем строить такие отношения, которые естественно и свободно подведут нас к ситуациям, когда мы сможем говорить людям о нашей вере, о Христе и Его Евангелии. При этом мы должны понимать, что Бог может позволить нам продолжить начатое другими христианами, может позволить начать процесс, а может и дать возможность для того, чтобы помочь человеку принять решение следовать за Христом.

В этом и заключается сила преображающего влияния Евангелия на труд человека: профессиональная сфера – часть Божьего творения и Его Господства, работа способна стать служением Богу, работающий человек служит Господу на своём рабочем месте. Для учеников Иисуса Христа труд преобразовывается в процесс служения Господу, в котором они влияют на профессиональную среду, получают удовольствие и жизнеобеспечение от результатов своей работы, свидетельствуют о Христе. Связь Евангелия и работы, миссии и профессии, это в самом предельном раскрытии отношение Иисуса Христа ко всем сферам человеческой жизни, особенно к профессиональной. Он создал профессиональный мир для Себя, Он посылает нас туда, Он преображает поражённые грехом трудовые процессы, Он прославляется в нашей работе – служении на рабочем месте.

“…Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит”.

Все учреждения, в которых совершается продуктивное и законное служение, высоко ценятся в Библии до тех пор, пока цель достигается способами, прославляющими Бога.

Еще в прошлом поколении работа для церкви стала синонимом карьеры, связанной со служением Богу. Некоторые христиане даже верили, что карьера в коммерческом бизнесе находится в противоречии с Библией. Другие считали, что она находится в полном согласии с библейскими принципами.

Как должны христиане рассматривать карьеру служения в коммерческом секторе? Является ли работа в коммерческой компании чем-то, к чему нам следует поощрять христиан? В данной статье мы поднимем эти два вопроса, рассматривая библейскую перспективу на рыночную деятельность. Мы начнем с творения.

ТВОРЕНИЕ И СУББОТА

Хотя центральной темой Писания являются наши взаимоотношения с Богом, материальная сторона жизни занимает достойное место в Библии. Работа, которая приносит удовлетворение от данных Богом материальных благословений, является законным стремлением; однако, материальная сторона жизни не может быть отделена от духовности, как это видно в связи Божьего творения и субботы.

Творение закладывает основание нашего представления о богатстве, независимо от того, работаем ли мы в коммерческом, некоммерческом или государственном секторах. При творении Бог создал все материалы для приобретения богатства. Он создал человеческие существа независимыми друг от друга и от окружающей среды. Он попросил людей одновременно обладать землей и заботиться о земле, будучи верными слугами (Бытие 1:26-28; 2:15). Причина заключается в том, что Бог является владельцем всего материального. Он поручил людям работать от Его имени на этой земле. Наше отношение к этим ресурсам и людям, с которыми мы их делим — все это происходит перед лицом Того, кому мы обязаны всем этим.

Бог сказал об этом материальном мире «весьма хорошо» (Бытие 1:31). Первоначальный Божий план включал в себя людей, работающих в материальном мире (Бытие 2:15). И все же, величайшей целью работы, как ни парадоксально это звучит, было не накопить экономическую ценность, заработанную производством и продажей материальной собственности, но более всего войти в покой с Богом. Еженедельная суббота, как предзнаменование Божьего завета благодати, неотделима от поручения трудиться. Субботним покоем мы проявляем нашу верность Богу, отдыхая от погони за материальными ценностями. Суббота была сотворена частично как преграда материализму, но грех испортил человеческий опыт касательно труда и субботы. Труд стал тяжелым и обременительным. Работники нуждались в отдыхе не только от утомительного тяжелого труда, но также от жестокой битвы за выживание. Более того, суббота необходима как постоянное напоминание того,что уверенность в нашей работе не должна заменять доверия Богу.

ЗАВЕТ, ШАЛОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ

В Своей мудрости, Бог знал о негативном влиянии греха. Божий завет благодати, предложенный сразу же после появления греха (Бытие 3:15) и затем постоянно повторявшийся в Писании, это завет, касающийся всех сторон жизни – духовной, физической, социальной, политической, экономической и так далее. Под влиянием греха естественной человеческой тенденцией стало обращать что-то хорошее во что-то эгоистичное. Подобно тому, как труд стал тяжелым, так и работа из желания накопить материальные ценности превратилась в источник утомления (Притчи 23:4-5). Когда Бог заключил завет с Моисеем, Он напомнил нам о важности субботы (Исход 20:8). Люди видели плоды собственного труда и, забывая о значении субботы, стали полагаться на собственные силы в достижении экономического богатства.

Наделение силой накапливать материальные ценности так описано языком завета: «Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим» (Втор. 8:18). Завет был не просто обещанием экономического благополучия, но также обещанием полных взаимоотношений завета с Богом, семьей, обществом и со всеми народами, основанном на духовном изобилии. Значение такой полной жизни с избытком охвачено в концепции «шалом» (мир).

В завете с Богом весь мир получил бы благословения мира(спокойствия) в каждом аспекте жизни, включая экономическое благосостояние. Однако экономическое благополучие, достигнутое вне взаимоотношений завета с Богом, является благополучием, которое уводит человека в противоположном направлении от Божьего плана.

БИЗНЕС-ПРИНЦИПЫ В БИБЛИИ

В Библии есть много советов по ведению бизнеса. В притчах Соломон особенно советует нам следить за своими средствами достижения материального благополучия, так как наше экономическое будущее неопределенно (Притчи 27:24-27). Обрезка плодоносных растений приводит к повышению продуктивности (Левит 25:3,4; Ин 15:1,2). При выращивании зерна определенные факторы повышают урожайность (Бытие 26:12; Мф. 13:8; 13:23; Мк. 4:8; 4:20; 2 Кор. 9:6). Из этого следует, что чем выше урожай, тем больше он ценится. Вследствие этого немудрым будет использовать неэффективную или бесполезную технологию. Использование технологии должно быть мудрым, чтобы была полностью достигнута цель данной технологии, поскольку это прославляет Бога (Притчи 1:17, 24:27; Екклесиаст 10:9,10).

Библия также неодобрительно отзывается о непродуктивных ресурсах (смотри Второзаконие 29:23; 4 Царств 2:19; Притчи 26:7; Иезекииль 15:3-5; Лука 13:6,7; 14:35; Евреям 6:8). Когда ресурс становится непродуктивным, хозяин ресурса должен устранить проблему, используя этот ресурс лучшим образом, или же, если это невозможно, избавиться от непродуктивного ресурса и заменить его продуктивным. Рациональность принципа уничтожения непродуктивных средств и замены их продуктивными, в соответствии с мудростью Соломона «время насаждать, и есть время вырывать посаженное», обоснована в том случае, если имущество не может быть спасено и становится окончательно непродуктивным (Екклесиаст 3:2. Смотри также Мф. 3:10; Лк. 3:9, 13:6,7). Эти бизнес принципы подчеркивают духовную норму, что именно Бог является владельцем всех средств накопления материальных ценностей; а люди являются соработниками у Бога в использовании этих ресурсов. Земля, а так же все что на ней, включая технологию, используемую в коммерции, должна быть свята и отделена для служения Богу.

БИЗНЕС КАК ТЕХНОЛОГИЯ

Библия упоминает сотни технологий, используемых в деловых предприятиях. Нигде в Библии не критикуются эти технологии или цели, которые перед ними поставлены. Бог заинтересован в бизнес технологиях. В библейские времена решающей технологией для получения выгоды была технология торговца, покупающего и продающего товары. Это была система взвешиваний и измерений, используемая для подсчета стоимости при покупке и продаже. Тем, кто вовлечены в бизнес, следует рассматривать их бизнес технологию и денежные средства, используемые в торговле, как принадлежащие Богу не только потому, что Он является владельцем всех материальных вещей (1 Паралипоменон 29:11; Псалом 49: 10; 103:24; Притчи 16:11; Аггея 2:8), но также потому что деловые сделки на рынке, которые вовлекают в себя использование Его средств на благо созданных Им существ, должны осуществляться способом, прославляющим Его и учитывающим интересы Его общества (Левитам 19:35,36; Второзаконие 25:13-15; Притчи 11:1; 20:10,23; Иезекииля 45:10-12; Осии 12:7; Михея 6:11). Таким образом, всякая работа, которую люди выполняют с использованием технологии для продвижения их экономического благосостояния, это работа с Богом и для Бога. Когда люди разрабатывают изобретения, способствующие поддержке справедливости, они также продвигают работу дела Божьего на земле. Согласно этому же принципу, поступать нечестно с другими, при использовании технологии, является мерзостью.

ИИСУС И РЫНОК

Иисус критиковал богатых, любящих деньги фарисеев за их жадность и неэтичные поступки, которые сделали их богатыми, а не за само их богатство. Он принимал приглашения на обед от богатых людей и получал ресурсы, которыми снабжали Его другие (Матфея 23:25; Луки 11:39; 16:14). И все же Он предупреждал людей остерегаться всех видов жадности (Луки 12:13-15). Он посоветовал богатому управителю продать все, чем он обладал и раздать бедным, но Он не сделал это универсальным принципом, которому каждый должен следовать (Луки 18:18-30). Например, когда Закхей, богатый начальник сборщиков налогов, принял Иисуса, он раздал половину своего имущества бедным. Иисус не сказал ему раздать все остальное (Лука 19:1-10).

Иисус помогал ученикам в их торговле (Иоанна 21:6-11). Он использовал богатство, ресурсы для накопления богатства и труд для его накопления как иллюстрации великих духовных истин. Он никогда не поднимал вопрос, является ли правильным владеть имуществом. В результате Его чудес исцеления больные и калеки выздоравливали не только физически и духовно, но к ним также возвращалась способность обеспечивать себя экономически. Здесь возникает некая важная напряженность. Процветание появляется благодаря усердию и мудрости, которые приходят через наш опыт и опыт достойных доверия, богобоязненных членов общества, которых нам следует прислушиваться (Второзаконие 8:10-20; 1 Паралипоменон 29:12; 2 Паралипоменон 1:11,12; Притчи 3:13-20). Проблема заключается в том, что когда богатство достигнуто, люди с легкостью начинают полагаться на свое богатство, и проявляют неблагодарность, уходя от Бога, который дал им способности и ресурсы для накопления этих материальных ценностей с помощью созданных им ресурсов (Притчи 11:28).

ПРОФЕССИИ В БИБЛИИ

Библия описывает сотни видов занятий, связанных со всеми тремя секторами экономики: коммерческим, некоммерческим и правительственным. В Библии все эти профессии рассматриваются как легитимные. Средства, с помощью которых человек мог скопить богатство в библейские времена, включали в себя землю, драгоценные металлы, драгоценные камни, животных, оборудование и урожай, который зависел от солнца и дождя. Торговлю ожидалась, и даже поощрялась. Ожидалось, что наем работников повысит продуктивность (Второзаконие 24:14,156; Марка 1:20; Матфея 20:14,15). Не все люди имеют намерение воздать Богу славу за обогащающую их предпринимательскую деятельность. Некоторые достигают богатства честным путем, другие – нечестным. Но как праведный, так и неправедный ожидают приобретения богатства (Псалом 16:4; 36:16; 48:6,7; 51:9; 72:3; 72:12; 91:8; 108:8; 122:4; Матфея 5:44,45).

Авраам, Исаак и Иаков стали богатыми благодаря овцеводству. Сам Иисус работал в том, что, безусловно, называлось коммерческим предприятием в сфере строительства. Некоторые из его учеников работали в рыбной промышленности. Апостолу Павлу было также не чуждо предпринимательство. Хотя Библия не дает нам описания всех деталей его трудовой деятельности, похоже, он вел торговлю изготовленными им палатками. Он предупреждал, что любовь к деньгам – это корень зла (1 Тимофея 6:9,10). В то время как некоторые торговцы получали преимущество, обманывая других, люди подобные Лидии упомянуты с уважением, так как они ассоциируются со служением растущей церкви.

СЛУЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

Библейское служение другим – это ответ на Божьи дары, данные как божественный заем на время ограниченных дней нашей жизни, а не способ заработать Божье расположение. Петр увещевал ранних христиан использовать их духовные дары для служения друг другу таким способом, который являл верное управление Божьей благодатью. Причина этого заключается в следующем: чем–бы мы не занимались, независимо от экономического сектора, в котором мы работаем, мы приносим славу и радость Богу (1 Петра 4:8-11). Павел, вероятно, согласился бы с Петром, когда он подобным же образом советовал верующим усердно работать, для и во имя Иисуса, который есть Господь, а не только для людей (Колоссянам 3:17-23).

ПРОДУКТИВНОСТЬ И ПРИБЫЛЬ

Писание предполагает, что люди будут пытаться быть настолько продуктивными, насколько это возможно. Ожидается, что люди будут полезными, а если нет, они считаются деструктивными (Притчи 18:9; Титу 3:14). Усердный, честный труд приносит честную прибыль, хотя эта прибыль не всегда гарантирована. Некоторым усердным труженикам может не хватать экономического достатка. В Библии, и экономическая прибыль, и экономический убыток рассматриваются как дары от Бога. Однако люди не начинают всю работу по посеву семян и уходу за урожаем, не ожидая, что они получат взамен что-то хорошее, что-то большее, чем то, что они вложили в этот процесс (Второзаконие 20:6; Притчи 27:18; 1 Коринфянам 9:7). Таким образом, одним из измерений полезности является сравнение ценности того, чем человек владел до усердной работы с ценностью того, что он получил после работы – идея дохода или прибыли (Притчи 3: 13,14; 15:27; Екклесиаста 3:9; Иеремия 6:13; 12:13). Прибыль является одним из показателе, что принявшие деловое решение являются хорошими управителями ресурсов, доверенных им обществом или разделенными с ним. Таким образом, не имея пристрастия к прибыли, верный деловой профессионал в то же время прислушивается к тому, какую информацию может сообщить прибыль о деловых операциях.

В то время как идея получения прибыли не критикуется в Библии сама по себе, получение прибыли несправедливым или нечестным путем попадает под осуждение. Библейские пророки решительно выступали против преступных деловых операций, в которых богатые получали преимущество за счет бедных. Библия также осуждает достижение процветания путем совершения аморальных и нечестных поступков. В этом отношении, библейская критика вождей, наживающих богатство несправедливостью, направлена как против политических и религиозных вождей, так и против тех, чья первоначальная работа связана с коммерцией. Очевидно, жадность, мошенничество и коррупция являются грехами, осаждающими не только тех, кто работает в коммерческих фирмах, но и тех, кто работает в некоммерческих и правительственных организациях (Исайя 1:23; Иеремия 8:10; 22:27; Иезекииль 22:27,28; Амос 5:11; Михей 3:11).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как следует христианину рассматривать карьеру служения в коммерческом секторе экономики? Если говорить вкратце, карьера в прибыльном секторе – это карьера является трудом для Бога до тех пор, пока она является работой для пользы других, как работа хороших управителей Божьей благодати. Карьерная жизнь в коммерческом мире должна быть уравновешена жизнью субботы, когда мы постоянно высоко поднимаем экономические ограничения субботы в честь Бога, который владеет всем, с чем мы работаем.

Является ли работа на коммерческой фирме чем-то, в чем нам следует поощрять христиан принимать участие? Безусловно! В наши обязанности входит быть хорошими управителями общественных ресурсов. Честная прибылыь заработанная в результате упорного труда, делового развития и обмена общественных ресурсов не должна быть опорочена, но напротив, оценена по достоинству. Нечестной прибыли, получаемой в результате извлечения выгоды за счет других, нужно избегать любой ценой. Более того, работа в законном бизнесе, в коммерческой фирме является возможностью для христианина оказать доброе влияние не только в отношении поддержки продуктивного труда, но и в изменении мира работы, где необходимо; поощряя других искать периодического отдыха от жесткой необходимости накапливать экономическую прибыль. Это один из способов, когда участвующие в бизнесе могут пронести с собой субботний покой с понедельника по пятницу. Жизнь, даже трудовая жизнь значит больше, чем возможное материальное изобилие, «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15). Все учреждения, в которых совершается продуктивное и законное служение высоко ценятся в Библии до тех пор, пока цель достигается способами, прославляющими Бога.

Майкл. И. Кафферки (D.B.A., Университет Андерсона, Андерсон, Индиана) является профессором бизнеса и менеджмента в Южном адвентистском университете, Колледждейл, Теннесси, США. Он является автором шести книг, включая «Менеджмент: перспектива, основанная на вере» (Pearson Education, Inc., 2012), первого учебника для студентов по менеджменту, разработанного для использования в христианских колледжах и университетах. E-mail: mcafferky (собачка) southern.edu.

Перевод Олега Литвиненко

Иллюстрация: Квентин Метсис. Ростовщик с женой. 1514 г. Лувр.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...