Жизнь такая, какая она есть. Гусиное перо и чернильница Как ободрать гусиные перья для письма

Цивилизация Древнего Египта и по сей день поражает многих своей развитостью. Помимо пирамид и продвинутого земледелия, на высокий уровень здесь была поднята и письменность. Жители этой страны использовали тонкие кисти, сделанные из тростника, а писали они папируса. У каждого писца всегда был свой личный пенал с несколькими палочками и чашками для воды и красок.

В Древнем Риме граждане использовали кодексы – восковые книжечки. Писали на них с помощью заостренных металлических палочек – стилусов. Когда запись была уже не нужна, ее стирали, а заменяли воск.

Англосаксы являются изобретателями пергамента. Именно из него стали сделать рукописные книги. Они стали прообразом современной печатной продукции. Но писать на бумаге стилусом было крайне затруднительно, поэтому было придумано новое изобретение – специально заточенное птичье перо.

Брали их, как правило, у гусей. Обусловлено это тем, что у перьев этой птицы более толстые стенки, что увеличивает срок службы пера. Также они крупнее, а значит держать и работать ими удобнее. Позже появились составные пишущие принадлежности, элементами которых являлись перо редкой любой птицы, проставка - держатель и пишущий конец. Эти инструменты можно считать прародителями перьевых ручек. Писали ими вплоть до 18 века.

Стальные перья и шариковые ручки

Со временем, когда люди научились достаточно умело обращаться с металлом, начали создаваться стальные перья. Впервые их появление зафиксировано в Германии в 1748 году. Однако писать ими было неудобно, так как они разбрызгивали чернила, чем делали текст неудобочитаемым.

В 1792 году англичанин Д. Перри решил это проблему с помощью продольной прорези в острие пера. Она задерживала чернила внутри себя, не позволяла им разбрызгиваться в разные стороны. Это улучшило качество письма. В начале 19 века стальные перья стали выпускать массово. Со временем они вытеснили привычные птичьи и просуществовали вплоть до 1950-х годов прошлого столетия.

В середине 20 века была придумана шариковая ручка. Вначале ей пользовались преимущественно военные, однако со временем они получили большую популярность. В 1960-е года японцами была придумана ручка с фетровым наконечником. Она имела пористый стержень, который пропитывался жидкостью на спиртовой или нитрооснове. Позже эти ручки стали называть

Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?... Да, поистине удивительно!»

— Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! — обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. — Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк — я ведь совсем не знаю природы, — как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно!

— Правильно! — сказало гусиное перо. — Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

— Вы слишком неопытны! — возразила чернильница. — Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало — и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня!

(«Перо и Чернильница», отрывок), Х.К. Андерсен

Гусиное перо — перо гуся, использовали в качестве письменного инструмента на протяжении VII — XIX веков, до изобретения металлического пера.


Гусиное перо, в отличие от перьев других распространённых птиц (чаще всего домашних), представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо "ухватисто", т. е. его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяет реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, тем самым исключая необходимость частой заточки. Однако кроме гусиных перьев при письме могли использовать и перья других птиц с жесткими перьями, а именно ворона, павлина, индюка, глухаря или лебедя.

Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой. Нож для очинки перьев называли перочинным ножом, однако в настоящее время это название распространилось на все карманные ножи.

Перед очинкой перо необходимо было подвергнуть предварительным подготовительным операциям:

С пера обрезалась часть бородки для того, чтобы пишущему было удобнее браться за стержень;
Перо вываривалось в щелочи для обезжиривания. Время варки составляло не менее 10—15 минут;
Вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 60—65°С, после чего кончик пера был готов к очинке.

Гусиное перо довольно быстро списывалось - приходилось чинить его заново или поворачивать верхней стороной вниз. В 1809 году была изобретена машинка для очинки гусиных перьев, но в России это изобретение не привилось.

При письме гусиным пером появившиеся помарки в тексте исправляли специальным скребком.

Люди, хорошо владевшие техникой письма гусиным пером, назывались писцами (писарями), никогда не оставались без работы и чрезвычайно ценились.

Очинка пера была очень важной операцией, поскольку от правильного её проведения во многом зависело качество почерка. Многие поэты и писатели никому не доверяли очинку своих перьев. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту.

Так как гусиное перо было, по своему происхождению, природным материалом, оно имело ряд определённых недостатков.

Один из самых основных — необходимость частой заточки, поскольку кончик пера от трения о бумагу постоянно стачивался, издавая характерный скрип. Николай Васильнвич Гоголь в "Мертвых душах" пишет:

"Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями…"

Александр Сергеевич Пушкин при работе исписывал свои перья почти до самого основания. До настоящего времени сохранились два его гусиных пера, обгрызенных сверху и настолько коротких, что их едва можно удержать в пальцах. Одно из этих перьев находится на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе — в настоящее время экспонируется в Государственном музеи Пушкина в Москве. Иван Иванович Пущин в своих «Записках о Пушкине» вспоминал:

"…везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)."

При письме гусиным пером все линии, выводившиеся справа налево, снизу вверх, овалы и прочее, давались с трудом, зачастую даже в умелых руках писаря нередко вызывая чернильные брызги.

Гусиным пером можно было писать лишь на хорошей плотной бумаге. Также из гусиного крыла для письма годилось всего три или четыре пера, вследствие чего их приходилось экономить, разрезая на несколько частей и затачивая каждую в отдельности .

Гусиные перья поступали в розничную продажу в пучках, обвязанных бечевкой по 25 штук в пучке. В поместьях обычно перья не покупали, а пользовались перьями своих, домашних гусей.

Из этой статьи вы узнаете:

    Кем и когда было придумано письмо пером

    Какие перья не требуют заточки

    Как заточить гусиное перо самостоятельно

    Как заточить перо для магических целей

Каллиграфию можно назвать искусством, довольно распространенным по всему миру. Вплоть до окончания XIX века люди делились своими идеями, мыслями и эмоциями через письма, которые писались пером. Наша статья посвящена истории возникновения пера для письма, кроме того, мы расскажем, как заточить перо для письма самому.

История возникновения письма пером

Уже с VII века для того, чтобы написать письмо, использовали заточенное перо птицы. Но не каждое перо могло подойти для этого процесса. Чаще всего это были вороньи, павлиньи или лебединые. Так, великие писатели, такие как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, создавали свои бессмертные шедевры только с помощью хорошо заточенного гусиного пера.

Очень важно было знать, как заточить перо для письма, потому что от этого зависело качество написания. Например, Пушкин никому не позволял затачивать свои перья. Более того, ему была известна тайна о гусином пере: если взять его из левого крыла, то оно за счет своего изгиба удобно ложится в руку и красиво выписывает буквы.

Хорошо сделанное и прекрасно заточенное перо могло стать дорогим подарком. Так, перо Пушкина, которое было подарено ему немецким поэтом Гете, по сей день хранится в том же богатом футляре в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.

На самом деле не так-то просто написать письмо с помощью заточенного гусиного пера. Если человек не знал и не умел правильно с ним обращаться, то при выведении любой линии или овала справа налево или снизу вверх от пера отлетали мелкие противные брызги. Более того, если нажимать очень сильно на перо, оно стачивалось за короткое время. А какой при написании раздавался скрип! Даже Гоголь однажды упомянул об одной из петербургских канцелярий: «Шум перьев был больше похож на то, как несколько телег с хворостом проезжали на четверть аршина иссохшими листьями...».

Однако вопреки всем имеющимся недостаткам гусиное перо отлично послужило человеку в течение целого тысячелетия. Ни один королевский указ, ни одна рукописная книга не обошлись без применения хорошо заточенного пера.

Пером пользовались алхимики для создания формул, аптекари – для записи рецептов. Им было написано немало таинственных сообщений.

Рассказывают, что господство заточенных для письма гусиных перьев окончилось таким образом. Слуге одного человека, который очень много писал и из-за этого постоянно менял перья, было жаль хозяина. И однажды ему в голову пришла мысль о том, почему бы не сделать такое же перо, но из более прочного материала, к примеру, из стали. Несмотря на все его старания, перо у него получилось непривлекательным на вид, более того, слуга не догадался сделать продольную прорезь на кончике. Его перо писало без нажима и чернила сильно разбрызгивались. Спустя время догадались сделать такую прорезь, и тогда перо для письма из стали полностью заменило заточенное гусиное.

Никто бы не подумал, что о чернильницах тоже забудут. Изобретатели только и размышляли о том, как сделать заточенное перо, ручку и чернильницу единым целым. Спустя почти сто лет было придумано так называемое «стилографическое» перо для письма. Как же оно работало и что из себя представляло? Это была полая ручка, в которую заливались чернила. На конце ручки – тонкая металлическая трубочка, куда вставлялась проволочка. За счет этого образовывался узкий канал, через который при письме просачивались, а не текли (важный момент!) чернила.

Какими только идеями ни удивляли изобретатели того времени. Например, было придумано сооружение, представляющее собой подвешенный бачок, наполненный чернилами для письма, которые и стекали по резиновым трубочкам вниз. Когда поворачивали краник и сжимали пальцами стерженек, чернила не текли, отпускали – начинали течь. Эти «вечные перья» применялись для письма в банках, конторах и других присутственных местах.

А вот в жилых домах это приспособление для письма не использовали, ведь кто же захочет установить у себя под потолком целую бочку с чернилами? Один человек нашел выход из ситуации. Оказывается, нужно было всего лишь разрезать металлический стержень на части, заточить каждую и вставить в нее палочку. У него получилась так называемая «вставочка». Подобной ручкой для письма пользовались школьники в 1960-е годы, а в деревнях – и в 1970-х. По сей день некоторые почты еще используют для письма канцелярские перья на деревянной палочке.

За последние 200 лет было придумано множество специально заточенных перьев для письма: канцелярские – с острыми концами и с загнутым носиком, плакатные – их использовали художники, картографические – с их помощью рисовали карты, нотные имели двойной расщеп и применялись переписчиками нот. Перья для письма были различной формы (например, в форме Эйфелевой башни), на них изображались портреты императора Наполеона и королевы Англии. Для знатных людей перья для письма украшались именными гербами.

Тем не менее, гусиное перо не настолько древнее приспособление для письма. Самыми первыми были каламы, которые использовали для письма еще в Древнем Египте 4500 лет назад. Это были заостренные палочки из тростника, которые обмакивали в чернила. К сожалению, каламы не «дожили» до наших дней, их нет ни в одном музее, но само изготовление с подробным описанием их использования у нас имеется.

Было у египтян еще одно изобретение для письма, которое нашли в гробнице Тутанхамона. Это свинцовая трубочка, конец которой был заострен. Внутри нее находилась тростинка, заполненная темной жидкостью, которая, стекая к самому кончику, оставляла за собой темный след на папирусе. Таким образом, еще раз подтверждается, что египтяне изобрели пишущее средство раньше, чем появилась идея применять для письма гусиное перо. Но об этом все забыли, и перо считалось единственным изобретением для письма.

Какие перья затачивать не надо

Возникновение металлического пера так до конца и не выяснено, так как изобреталось оно, судя по всему, не один раз и даже не в одной стране. В английской и немецкой литературе по-своему описаны версии создания металлического пера, и это вполне объяснимо, так как важные изобретения иногда делались одновременно в разных государствах.

Металлическое перо – это не просто изобретение, а достижение человечества. Казалось бы, мельчайшая доработка – переход с заточенного гусиного пера на металлическое – повлияло на развитие мировой письменности, фиксировать мысли стало удобнее, скорость письма увеличилась.

В самом начале мы упомянули лишь одну легенду о возникновении стального пера для письма. А как это происходило в других странах?

В Древнем Риме перья для письма тоже были известны и изготавливались из таких металлов, как бронза, медь и серебро. Обрезалось и расщеплялось перо почти как современное. Главная особенность заключалась в том, что перья были очень прочными, не списывались и не ржавели. Таким пером Теодорих Великий (VI в. н. э.) оставлял свою подпись на приказах.

Книга Ойле излагает такую версию, что в XV в. германские мастера знали перья для письма из серебра и меди, которые постоянно надо было затачивать, и они уступали в гибкости и эластичности другим видам перьев. Поэтому массовым спросом они не пользовались.

1798 г. стал годом изобретения стального пера, которое способно было писать на литографском камне. Такое перо придумал Алоиз Зенефельдер. Именно после него, как писал Ойле, его изобретением воспользовались английские фабриканты Мэзон, Пери и Вайзев 30-х годах XIX в.

В 1818 г. жителем Аахена Янсеном было изготовлено металлическое перо. Передавая собственное изобретение конгрессу своего города, он пожелал такого прочного мира, как материал, из которого сделано его перо.

В 1828 г. в Берлине механик, занимающийся изготовлением хирургических инструментов, также смастерил стальное перо, которое было приспособлено К. Бюргером к гусиному. Получилась ручка, которая так и не стала пользоваться успехом у современников.

По версии английской литературы изобретение металлического пера для письма приходится на 1780 г. Его изобрел Самюэль Гаррисон из Бирмингема. В 1803 г. в Лондоне перья уже продавалисьене 5 шиллингов за штуку (т. е. приблизительно по 2 руб. 30 коп. по курсу того времени). Тем не менее, такие перья не совсем схожи с современными.

По форме они походили на трубку или цилиндрик со сходящимися краями, которые образовывали щель по центру. Бока были обрезаны, как у гусиных перьев. В чем же они были несовершенны? Они имели неудобную конструкцию, были жесткими и твердыми. Из-за этого они не пользовались особым спросом. Но в 1828–1829 гг. Гаррисон и Мэзон усовершенствовали модель, придав перу эластичность и сделав центральные отверстия в металлической полоске и широкие выступы.

При помощи металлического пера скорость письма увеличилась. Поэтому 30-е годы XIX в. стали временем появления таких перьев в России, но они были только заграничного производства. И когда в 1832 г. Вадим Пассек отправил Т. П. Кучиной стальное перо, для нее этот подарок был необычным.

В начале 50-х годов XIX в. не все могли освоить технику письма с помощью стального пера, это было не так просто. Помните, как писал арестант из «Записок Мертвого дома», который «прежде умел, а вот как перьями стали писать, так я уж и разучился» (ч. II, гл. 3).

Чтобы найти отличие между письмом, написанным гусиным пером или металлическим, вам не понадобится опыт Шерлока Холмса, как в рассказе Конан Дойля «Знатный холостяк». Металлическое перо для письма оставляет за собой углубления в большинстве букв, это заметно даже без увеличительного стекла.

У металлического пера хоть и были конкуренты, но вытеснить его смогли нескоро, несмотря даже на изобретение учителя каллиграфии Злея в 1856 г. Для своих перьев он придумал особый состав, который делал их твердыми и упругими, и якобы поэтому они превосходили «возможные железные перья».

Как заточить гусиное перо для письма

Чтобы изготовить и заточить перо, нужно иметь:

    скальпель (можно использовать маленький нож, только хорошо его заточить);

    кусочек толстого провода;

    стеклянную баночку;

    небольшое количество речного песка.

Важным моментом является подбор пера для письма. Как правило, хорошим вариантом станет гусиное длиной 25–30 см или перо из хвоста индейки.

    Взяв гусиное перо, пройдитесь по нему скальпелем по всему стволу, срезая «зубчики». Делайте это до тех пор, пока перо не будет удобно лежать в руке. По традиции нужно срезать все зубчики, а ствол оставлять длиной 15–20 см. Но все же оперение придает привлекательность перу, поэтому зубчики частично оставим.


    После обрезки ствол пера необходимо закалить в песке в течение 30 минут. Для этого песок надо нагреть в духовке, пересыпать в стеклянную банку, и поставить в него перо.

    Далее формируется кончик пера. Для начала нужно определиться, как именно вам удобно держать перо при написании. Потом, запомнив, где будет верх, а где низ у пера (обычно ручку все держат так, чтобы она располагалась на среднем пальце, с пером то же самое – низ находится там, где средний палец касается пера). Положив перо так, чтобы эта сторона была сверху, сделайте срез под углом приблизительно в 45°.

    После того как удалось перо заточить, удалите его внутреннее содержимое с помощью провода. Для этого нужно его пропихнуть внутрь ствола и резко вынуть. Таким образом зацепится внутренний пух, и его с легкостью можно будет вынуть вручную.


    С помощью скальпеля снова сделайте срез под более острым углом, немного отступив в сторону оперения. Посмотрите на рисунок и сравните с тем, что у вас получилось.

Как заточить перо для письма в магических целях

Неважно, чем вы пишете дневники, отчеты и записки, магический текст еще с древних времен требует написания исключительно гусиным пером. В нашем интернет-магазине представлены на выбор специальные заточенные черные и белые перья для письма и колдовства.

Все это и многое другое вы можете его заказать в нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

В нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье» вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Кроме того, в нашем магазине представлены различные эзотерические товары. Вы можете приобрести все необходимое для проведения магических ритуалов: гадания на картах Таро, рунических практик, шаманизма, викки, друидкрафта, северной традиции, церемониальной магии, а также многое другое.

У вас есть возможность приобрести любую заинтересовавшую вас продукцию, заказав ее на сайте, работающем круглосуточно. Любой ваш заказ будет выполнен в кратчайшие сроки. Жители и гости столицы могут посетить не только наш сайт, но и магазин, находящийся по адресу: ул. Маросейка, 4. Также наши магазины есть в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Самаре, Оренбурге, Волгограде и Шымкенте (Казахстанн).

Посетите уголок истинной магии!

Гусиное перо, а иногда воронье, павлинье, лебединое применяли для письма, уже начиная с VII века. А вот перья кур, индюшек, цесарок, голубей для этого не годились, так что ни одна курица, индюк или голубь не могли бы похвалиться тем, что они помогли знаменитым писателям создавать книги. Только гуси! Ведь и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь писали свои бессмертные произведения, обмакивая в бронзовые чернильницы-непроливашки гусиные перья. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Наш великий поэт Пушкин никому не доверял этого важного дела. Мало того, он, как и некоторые другие любители хорошего пера, знал одну тайну. Гусиные перья, взятые из левого крыла, гораздо лучше, красивее выписывают буквы, потому что их изгиб удобнее для руки.

Хорошее перо считалось ценным подарком. Гёте, известный немецкий поэт, прислал в подарок Пушкину прекрасно отточенное перо в богатом футляре. Оно и сейчас хранится в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.


А писать гусиными перьями совсем непросто. В неумелых руках каждая линия, выведенная справа налево или снизу вверх, любой овал заставляли перо брызгать мелкими противными брызгами. При сильном нажиме оно «раскорячивалось» и довольно скоро списывалось. А скрип!.. Вот как Гоголь описывает одну петербургскую канцелярию: «Шум перьев был больше похож на то, как несколько телег с хворостом проезжали на четверть аршина иссохшими листьями...». Очень успокаивающая музыка!

И все-таки, несмотря на все свои недостатки, гусиные перья успешно прослужили пишущему человечеству целое тысячелетие. Десять веков упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг. Сколько королевских указов подписано им!

Сколько таинственных сообщений, сколько формул вдохновенных алхимиков, рецептов аптекарей написано им!

Говорят, владычество гусиных перьев окончилось таким образом. У одного человека, которому приходилось много писать, был слуга. С жалостью смотрел он на своего хозяина, который то и дело менял перья. И тогда у слуги появилась идея: а что если сделать точно такое же перо, но только из прочного материала? Например, из стали? И слуга смастерил такое перо. Он очень старался, но все же перо выглядело немного неказистым, а главное, изобретатель не догадался сделать на кончике пера продольную прорезь. Перо очень брызгало чернилами и писало без нажима. Но вскоре догадались такую прорезь сделать, и тогдакетальное перо совершенно вытеснило гусиное.

Казалось, что чернильницам ничего не грозит, и тогда еще мало кто предполагал, что они тоже уйдут в небытие. Мысль изоб-ретателей упорно работала над тем, как соединить в одно целое перо, ручку и чернильницу. В муках творчества, которые продолжались около ста лет, родилось наконец так называемое «стилографическое» перо. Оно работало так: в полую ручку заливали чернила. Ручка заканчивалась тонкой металлической трубочкой, в которую вставлялась проволочка. В результате образовывался узкий канал, через который просачивались, а не текли (что было очень важно!) чернила.

Изобретатели — люди удивительные. Порой их мысль взлетает так высоко, что достает прямо до потолка. Они придумали такое сооружение: под потолком висел бачок с чернилами, которые по резиновым трубочкам стекали вниз к металлическим стержням и краникам. Если повернуть краник и сжать пальцами стерженек, чернила течь не будут, если отпустить — потекут вниз. Такие «вечные перья» устанавливали в конторах, банках, других присутственных местах. А дома? Кто же захочет держать у себя под потолком бочку с чернилами? Тогда один догадливый человек придумал вот что: он разрезал металлический стержень на несколько частей, каждую заточил и вставил в палочку. Так появилась «вставочка» — ручка, которую помнят еще те, кто учился в школе в шестидесятые, а в глубинке и в семидесятые годы. Канцелярские перья, надетые на крашеную деревянную палочку, можно встретить еще и сейчас, например, на некоторых почтах.

Каких только перьев не придумали за два последних столетия! Остроконечные и с загнутым носиком — канцелярские. Плакатные для художников, картографические для составления географических карт, нотные с двойным расщепом — для переписчиков нот. Перья в форме Эйфелевой башни, перья с портретами Наполеона и английской коро-левы. Существовали именные перья, украшенные гербами. Это, конечно, для знатных людей, у которых гербы имелись.

Однако нельзя сказать, что гусиное перо было самым древним пишущим приспособлением. В Древнем Египте, например, еще четыре с половиной тысячи лет назад поль-зовались каламом — заостренной тростниковой палочкой, которую обмакивали в чернила. Каламы не сохранились до наших дней, их не увидишь в музее, но зато до нас дошли подробные описания, как их изго-товляли и как ими пользовались.

У тех же египтян существовало и другое изобретение, его обнаружили в гробнице Ту- танхамона. Оно представляло собой свинцовую трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли тростинку, наполненную темной жидкостью. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и когда трубочкой водили по папирусу, на нем оставался четкий черный след. Это изобретение древних египтян просто-напросто было забыто, и долгие века гусиное перо оставалось самым совершенным пишущим средством.

Напиши мне письмо гусиным пером,
Как живёшь ты одна в этом мире своём,
Кто с тобой танцевал на осеннем балу,
А потом получил от Эрота стрелу.

Может, юный корнет глаз не смог отвести -
Заказал фаэтон, чтоб тебя увезти,
Поглощённый твоей неземной красотой,
Поздно понял герой: его план был пустой!

Или пылкий поэт тебе стансы читал,
А потом музыкант наиграл мадригал,
Как он любит тебя беззаветно одну
И готов подарить тебе с неба луну.

А быть может сейчас ты по саду идешь
Вспоминаешь меня и по-прежнему ждёшь...
Шелестит под ногами цветная листва,
И звучат для меня дорогие слова:

«Напиши мне письмо
гусиным пером,
Как живёшь ты один
в этом мире своём,
Почему танцевал
не со мной этот вальс,
Я тоскую одна,
я тебя заждалась.

Почему танцевал
не со мной этот вальс,
Я тоскую одна,
я тебя заждалась».

(ОСЕННИЙ ВАЛЬС)

Свеча, чернильница, перо
Инна Агюлан

Из поэтической тетради
Глядят забытые давно
Три принадлежности поэта:
Свеча, чернильница, перо.

И хоть теперь в них надобности нету,
В музее им остаться суждено,
Есть в арсенале каждого поэта
Свеча, чернильница, перо.

При свете ламп чернилами не пишем.
Гусей не надо дергать за крыло.
Но какой чудной силой они дышат:
Слова: "Свеча, чернильница, перо!"

Свеча горит… Строка в чернильной влаге...
В Михайловском дороги замело…
Не спит поэт - и над листом бумаги
Гарцует весело гусиное перо.

Два века ничего не изменили.
Без вас пусто святое ремесло.
О, сколько вы поэтов нам открыли,
Свеча, чернильница, перо!

Все в жизни преходяще, без сомненья.
Но даже в Интернете все равно
Останутся как символ вдохновенья
Свеча, чернильница, перо…

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...