Трафаретная печать. Шелкография - что это такое? Шелкография своими руками

Основной его особенностью является интересный способ нанесения краски на материал. Она выдавливается по трафарету через мелкие ячейки специальной сетки.

Шелкография - что это такое? Это широко востребованная и уникальная технология, позволяющая производить нанесение рисунков на любые сувенирные товары (подушки, ручки, футболки и т. д.).

Преимущества

Метод шелкографии позволяет не просто создавать уникальные предметы. Востребованная в современных условиях технология значительно расширяет предоставляемый спектр услуг. Узоры при применении шелкографии получаются намного сочнее и ярче, цвета - четче. Основным преимуществом уникального метода является возможность производить изделия малыми тиражами, нанося изображения на любые поверхности. Работа при этом довольно проста и имеет низкую себестоимость.

История появления

Шелкография - что это такое? Термин «serigrafia» включает в себя два корня. В переводе с греческого они означают «шелк» и «изображение» (писание). Само происхождение слова «шелкография» говорит о работе, которая связана с декорированием шелковой ткани или ее использованием. По одним данным считается, что эта технология впервые появилась в Китае. Основывается версия на том факте, что именно в этой стране еще за тысячу двести лет до н.э. стали производить шелк. Однако конкретных подтверждений этому пока не найдено.

Некоторые исторические факты указывают на то, что основы шелкографии были открыты финикийцами. Этот народ добывал пурпур из секрета железы одного из видов моллюска. Вещество, имеющее красный цвет, и служило для украшения материалов. Технология при этом основывалась не на ручном способе. Она была ускоренно повторяющейся. Древний метод в корне отличается от современного. Его можно описать как нанесение простых рисунков при помощи специальных штампов (матриц).

Совершенствование технологии

Значительные улучшения метода шелкографии произошли в последующих столетиях. Дело в том, что печать при помощи штампа обладала рядом недостатков. Главным из них был малый слой пигмента при применении впитывающих и толстых тканей. Приблизительно в период с 1185 по 1333 год в городе Камакура, который был в те времена умельцы декорировали украшения для коней и Первоначально для нанесения узоров использовался простой трафаретный способ. Затем в ход было пущено гениальное новшество - наносимое изображение наклеивалось на специальную сетку, сделанную в виде рамки с закрепленными на ней человеческими волосами. Такой метод позволил полностью переносить рисунок на ткань. Человеческий волос, прижимаемый тампоном, смоченным в пигменте, на материале был абсолютно незаметен.

Мировая популярность

Ко второй половине XVIII в. уникальная технология отображения на ткани красящего вещества стала популярна во многих странах. Нанесение шелкографии получило распространение в Европе. Во Франции и Англии стали производиться уникальные обои. Американские умельцы декорировали металлические изделия, стены, мебель и ткани.

Со временем материалом для изготовления «печатной рамы» стали не человеческие волосы, а Большим шагом в развитии шелкографии стал патент, зарегистрированный в 1907 году неким Симоном. Он изобрел новый метод трафаретной печати. Согласно новому изобретению, нанесение рисунка стало осуществляться через Это гарантировало большую устойчивость натяжения, стабильность размеров, а также позволило использовать резиновые валики.

Современный вид технология трафаретной печати приобрела в период с тридцатых по пятидесятые годы прошлого века. С этого времени шелкография стала использоваться для нанесения рисунка на любой вид ткани. С помощью уникального метода начали создаваться плакаты и открытки, этикетки, и даже номерные знаки на автомобили.

Широко используется шелкография и в настоящее время. Возможности данного способа печати многогранны. Это позволяет применять шелкографию в типографии, а также в электронной и текстильной, стекольной и керамической, автомобильной и многих других отраслях промышленности.

Новые возможности

Шелкография - что это такое? Это уникальный способ получать многоцветные и высококачественные фото и изображения на металлических, фарфоровых и тканевых изделиях. При использовании традиционного способа необходимо дорогое, громоздкое оборудование и достаточно большой опыт работы.

Сравнительно недавно в из Америки была ввезена новая технология, которая тут же стала весьма востребованной. При этом способе доступна шелкография, своими руками выполненная в домашних условиях.

Что понадобится?

Оборудование для шелкографии включает компьютер и принтер, сканер и цифровой фотоаппарат, а также специальные комплектующие. В том случае, если вы умеете хорошо рисовать, компьютерная техника не понадобится.

Нанесение рисунка

Весь процесс состоит из двух этапов. На первом из них следует подготовить негатив изображения. Следующий шаг - перенос рисунка на изделие.

Для первого этапа технологического процесса необходимо распечатать нужное изображение на принтере или нарисовать его на листе бумаги. Затем на эскиз наклеивается трафаретная пленка. Подготовленная таким образом заготовка кладется на несколько минут в специальной рамке на солнечный свет или под УФ-лампу.

На следующем этапе технологического процесса пленку помещают в воду, ополаскивают и удаляют с ее поверхности мягкой кисточкой лишнее покрытие. Полученный влажный негатив подлежит сушке на ткани или салфетке под лучами солнца или ультрафиолетовой лампы.

На следующем этапе изображение переносится на выбранную вещь. При плотно прикладывается к изделию, а специальной лопаточкой из пластикового материала наносятся краски. Для работы понадобится приобрести комплект, в который включена экспонирующая рамка, пять обычных листов А4, такое же количество бумаги для нанесения изображения с более высоким разрешением, а также пластиковая лопаточка. Если вы захотите использовать шелкографию для получения прибыли, то потребуется организовать более масштабное производство.

При этом понадобится приобрести специальное оборудование. Помимо компьютера и черно-белого принтера предстоит покупка шелкографического станка (в целях экономии он может быть сделан самостоятельно), экспонирующей камеры, а также резака. Понадобятся и некоторые комплектующие (ракель-кювета и рамки, краски и др.).


Материалы для печати

Краски для шелкографии в настоящее время производятся на предприятиях России централизованно. Их классифицируют по типу пленкообразующего и запечатываемого материала. Для номенклатуры таких красок используют цифровые и буквенные обозначения. Маркировка красок зарубежных производителей отличается от отечественной. Однако она также выражается при помощи цифр и букв. При применении красок для шелкографии следует придерживаться рекомендаций, которые дает фирма-производитель.

Какие же условия существуют для качественного нанесения уникальной печати? Краски должны обладать хорошей текучестью, но при этом не быть слишком жидкими. Это позволит материалу с легкостью наноситься на изделие, проходя через ячейки ткани. При этом краска должна действовать таким образом, чтобы не происходил процесс склеивания подложки и трафаретной формы.

В шелкографии существует еще одно важное понятие. Оно называется «покрываемость краски». Что под этим подразумевается? Например, при нанесении на черное изделие белой краски первоначальный (черный) цвет не должен просвечиваться из-под рисунка. Это понятие напрямую связано с матовостью, то есть непрозрачностью краски.

Шелкография – это такой вид печати, при котором нанесение краски на материалы происходит путем продавливания по трафарету через специальную сетку, имеющую очень мелкую ячею (шелк – отсюда и название).

Шелкография - уникальная и востребованная технология, которая позволяет наносить рисунки и узоры на любые сувениры вроде ручек подушек или футболок. Применение на практике данной технологии поможет вам не просто делать уникальные вещи по технологии шелкографии , но и сильно расширить спектр услуг, которые вы будете предоставлять. Соответственно, расширится список ваших потенциальных клиентов: сувениры и пакеты могут заинтересовать весьма крупные фирмы, а молодежи будет крайне любопытно узнать про изображения на футболках, майках и прочей одежде.

Шелкография - это особая технология нанесения на поверхность краски путем продавливания. Узоры получаются значительно более яркими и сочными, цвета - четкими, а ваши возможности - разнообразными и востребованными. Шелкотрафаретное производство одно из наиболее рентабельных в области печати. При достаточно небольшом стартовом капитале и незначительных затратах времени можно организовать производство которое будет приносить неплохую, постоянно растущую прибыль.

Основные преимущества метода шелкографии - возможность печати малых тиражей, красочность и сочность изображения, возможность нанесения практически на любые поверхности, крайне низкая себестоимость оттиска, простота работы.

У шелкографии, как у любого производства, хорошая рентабельность. Например, себестоимость всех затратных материалов для печати на 100 штуках полиэтиленовых пакетов составит около 12 копеек за экземпляр, заказчику это обойдётся в 5 –10 рублей, в зависимости от вашего аппетита и цен у конкурентов, если таковые имеются. Средняя рентабельность данного бизнеса составляет, в зависимости от тиража, от 500 до 5000 %!

Возможности шелкографии огромны, многие виды печатных работ нельзя сделать никаким другим способом.

Итак, что я хочу предложить вам в качестве прибыльной идеи домашнего бизнеса с нуля. Нанесение изображения и логотипа на любые поверхности.

Вот только некоторые возможности шелкографии:
печать на любых сортах бумаги и картона любым цветом;
визитные карточки, фирменные бланки и конверты, фирменные папки, буклеты, листовки, флаеры, плакаты, афиши, грамоты, сертификаты, пригласительные билеты, календари и календарики;
этикетки для пищевых и не пищевых продуктов;
печать упаковки, в том числе на гофротаре;
обложки книг и журналов (притом можно допечатать уже на готовую книгу);
печать дисконтных карточек;
печать интернет-карточек и мгновенных лотерей со стираемым слоем;
блокноты;
печать наклеек, в том числе и на прозрачной самоклейке или “оракале”;
печать на полиэтилене, упаковке, рекламных и фирменных пакетах, пакетах под одежду;
джутовые мешки (сахар, мука);
печать на компакт дисках;
печать на металлических крышках, пробках;
печать на ручках, зажигалках, брелках, сувенирах, значках;
печать на пластмассовой таре (канистры, емкости);
печать на тканях, футболках, флагах, вымпелах, кепках, нашивках, спецодежде, халатах и т.д.;
печать на круглых поверхностях, бутылках, бокалах, медицинских сосудах, парфюмерии;
печать на металле, стекле, пластике, дереве, плитке, мебели;
спец. печать на циферблатах, микросхемах, панелях приборов;
ковриках для мышек;
на воздушных шариках и зонтах;
дорожные знаки, указатели, вывески, стекло автомобиля.

Все это и многое другое печатается методом шелкографии.

Список можно продолжать и продолжать до бесконечности. Практически всё можно сделать на дому. Область применения шелкографии просто огромна. Технология шелкографии необходима и в то же время очень проста. 80% прибыли приносят постоянные тиражные заказы, спецпечать и срочный заказы изображений и логотипов.

С помощью технологии шелкографии, Вы овладеете всеми секретами производства и сбыта, обзаведетесь постоянными клиентами, Ваш доход составит до 100 тысяч рублей в месяц и более.

Многие знают, что такое, но думаю, не каждый задумывался о том какие перспективы у данного вида печати. Новые технологии в шелкографии позволяют делать то, что нельзя добиться никаким другим видом печати, это и объемные изображения и выборочное лакирование, которое придает особый вид печатной продукции, и золоченная и посеребренная печать, и многое другое.

Не нужно покупать дорогостоящее оборудование или станок, иметь огромный начальный капитал. Шелкография своими руками, это выгодный бизнес с нуля в домашних условиях, который годится даже для маленького города.

Содержание технологии:
1. Возможности шелкографии
2. С чего начинать
3. Начальные вложения
4. Краткое описание технологии
5. Печатный ракель
6. Печатная рамка
7. Сито, устройства для натяжки сита
8. Готовим фотоформу
9. Начинаем изготовление печатной матрицы
10. Засветка-экспонирование
11. Проявляем трафарет
12. Устройство вакуумного стола
13. Варим эмульсию сами, рецепты эмульсии
14. Ретушируем матрицу перед печатью
15. Подготавливаем рамку для печати
16. Краска, тонкости, советы, секреты
17. Начнем печатать?
18. Борьба с "пилой"
19. Борьба со статическим электричеством
20. Растровые, полутоновые картинки
21. Печатаем полноцвет 1
22. Печатаем полноцвет 2
23. Совмещение цветов при печати
24. Эффект цветного перелива
25. Регенерация - восстановление сита, смывка матриц
26. Заменители фирменных расходных
27. Устройство и виды сушилок
29. Краска, готовим сами
30. Другие сложности при печати
31. Немного о регенерации сеток
32. Печать на воздушных шариках
33. Самодельные эмульсии 2
34. Приспособление для натяжки сита
35. Другое приспособление для натяжки сита
36. Печатаем на компакт дисках
37. Наш ответ "KIMOTO"
ТЕРМОТРАНСФЕР:
38. Возможности термотрансфера
39. Технология термотрансфера
40. Возможности термопленочной технологии
41. Описание термопленочной технологии
42. Расчеты на технологию термопленок, цены
43. Аппликация на ткань
ТЕРМОПОДЪЕМ:
44. Возможности термоподъема
45. Наша разработка по термоподъему

А теперь ваша главная задача - это реклама. Начать можете на всех фронтах одновременно. Наймите ребят, которые за небольшую плату будут распространять рекламные листовки и ваши визитки в местах большого скопления людей. Другие ребята - тоже за небольшую плату - будут в это же время расклеивать в городе ваши объявления. Вы самостоятельно можете подать объявления о вашей работе в крупные газеты и журналы, причем лучше не ограничиваться бесплатными газетами, которые раздаются на улицах и в подземных переходах. Ваша продукция будет интересовать, прежде всего, компании, а не частных лиц, поэтому обратите внимание на распространенные в вашем городе газеты, особенно на центральные, в которых есть региональные приложения. В этих приложениях регулярно размещайте рекламу, причем в таком объеме, чтобы ее было видно и не приходилось разыскивать вреди других таких же мелких строчек.

Однако главным путем поиска новых клиентов для вашего частного предприятия должен стать прямой обзвон компаний. Берите телефонный справочник и начинайте обзванивать компании любого масштаба (крупные, средние и мелкие), а также обращайте внимание на объявления частных лиц или небольших контор. Они, скорее всего, заинтересуются вашими визитками, тогда как компании более крупные обязательно обратят внимание на сувениры, которые вы сможете предложить. Вашими клиентами в итоге станут многочисленные менеджеры, представители (торговые, региональные), компьютерщики, адвокаты и частнопрактикующие специалисты, начиная от сантехников и заканчивая врачами. К вам будут обращаться салоны красоты и сетевые бутики, книжные магазины и фитнес-клубы - им всем очень нужны визитные карточки! Благодаря шелкографии вы сможете им предложить гораздо больше, чем ваши конкуренты. Если же вы еще и сделаете свой сайт, на котором опишете все преимущества технологии шелкографии, и разместите его в каталогах, то вам будут находить еще и в интернете по ключевым совам, связанным с вашей деятельностью.

Обратите внимание, что на нашем сайте в разделе , Вы найдёте ещё много полезной информации. Например,

Кроме того, данная технология входит в состав диска - .

Сделать заказ.


ВНИМАНИЕ!!! Цена технологии “Шелкография ” составляет 900 руб.

Всем покупателям технологии, будет БЕСПЛАТНО выслан скандально известный в сети бизнес-пакет “Бесплатный Интернет в каждый дом!!!”.

В течение 24 часов после подтверждения оплаты, ссылка на скачивание технологии будет выслана на Ваш E-mail.

Узнать реквизиты для оплаты технологии “Шелкография ”, Вы можете в разделе - СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ .

Если у Вас будут вопросы, связывайтесь со мной по e-mail [email protected] или

Для оптовых и мелкооптовых клиентов существует гибкая система скидок!

Шелкограф - печатник трафаретной печати по методу шелкографии. Профессия подходит тем, кого интересует рисование, мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Шелкография - это сетчатая трафаретная печать. Изображение наносится красками на сетку (из шёлка или другой прочной материи), натянутую на рамку (участки сетки, соответствующие пробельным местам композиции, покрывают непроницаемым для краски составом); при печатании краска продавливается через отверстия сетчатого трафарета на поверхность изделия.

Многокрасочные изображения наносятся в несколько приёмов: в один приём - одну краску. Считается, что этот способ печати возник в глубокой древности, а современный вид трафаретная печать приобрела в середине ХХ века.

Шелкографию можно наносить на бумагу, пластик, стекло, ткани и т.п. Этим способом печатают шкалы приборов, пестрые рисунки и надписи на майках или спортивных сумках, разноцветные значки, сложный повторяющийся рисунок на фарфоровой посуде. Для изготовления трафаретов шелкографии применяют тонкие прочные ткани с редким переплетением нитей. Для этих целей вначале применяли ткани из натурального шелка, отсюда и название данной техники - шелкография. Достижения химии позволили заменить трафареты из натуральных волокон на синтетические. Также применяют и металлические сетчатые формы.

Сегодня существуют разнообразные станки для шелкографии: автоматы, полуавтоматы, ручные. Мастер-шелкограф изготавливает из специальных материалов трафареты, наносит с их помощью изображения на продукцию, высушивает с помодбю УФ-установки. На некоторых крупных предприятиях, где практикуется разделение труда, он может отвечать за какую-то одну операцию.

Однако печатник может владеть сразу несколькими способами печати. Допустим, кроме шелкографии, он может работать в тампопечати, термотрансферной печати.Такой человек становится ядром производства, от которого зависит не только объём и качество продукции, но и в целом успех компании, которая может расширить свой ассортимент.

Рабочее место

Шелкограф может работать на полиграфических, текстильных предприятиях, в сувенирных мастерских, на предприятиях электронной, автомобильной, стекольной промышленности.

Важные качества

Шелкографу необходимы такие качества, как аккуратность, склонность к ручному труду, способность заниматься монотонными операциями.

Серьёзным препятствием к работе является аллергия на краски.

Умения и навыки

Необходимо понимать технологию шелкографии, уметь работать на оборудовании для шелкографии, знать особенности применяемых материалов и красителей.

Где учат

Шелкографию можно освоить на специальных курсах.

Нанести многоцветный рисунок на панно, модную эмблему, спортивный флажок и вымпел, футболку и куртку, снабдив затейливое изображение задорными надписями, тиражировать все это - сравнительно новый вид трафаретной печати, называемой шелкографией, занятие, вполне посильное домашнему умельцу. Сначала изображение наносят на сетку из шелка (отсюда название), натянутую на раму. Участки сетки, которые соответствуют пробельным местам рисунка, покрывают непроницаемым для краски материалом. После этого краску наносят на сетку, она продавливается на поверхность, которую хотят покрыть рисунком, специальным инструментом - ракелем. Этим способом можно получать большое число оттисков. Обеспечивается это несложным оборудованием.

Рис. 1. Рабочий столик с крышкой А и резак для бумаги Б, сделанный из ножовочного полотна

Прежде всего необходим небольшой столик, у которого верхнюю крышку заменяет толстое стекло (рис. 1. а). Под столик ставят лампу для подсветки. Подойдет и обычный раздвижной обеденный стол. Раздвинув его, кладут вместо дополнительной секции толстое стекло. Не обойтись и без хорошего резака для бумаги (рис. 1, б). Естественно, можно использовать специальные ножи из набора для инкрустаций. Но нетрудно и самому смастерить резак из обломка ножовочного полотна. Еще понадобится прочная деревянная рама, на которую туго натянута очень тонкая шелковая ткань. Необходимо, чтобы рама не перекашивалась, поэтому самое лучшее соединение ее деталей - в “шип” (рис. 2).

Рис. 2. Рама с натянутым на нее шелком

Натянуть на раму можно и тонкую синтетическую ткань. Напр., выцветший платок из синтетического шелка, лучше прозрачный. Годится и тонкий капроновый чулок. Отрежьте его верхнюю и нижнюю части. Разрежьте чулок вдоль. Получится почти квадратный лоскут. Чтобы не “побежали” петли, вдоль краев лоскута проводят нагретой на огне металлической полоской. Натягивают подготовленный материал на раму, предварительно смочив его горячей водой,- тогда, высохнув, он плотнее сядет. Края материала закрепляют с боков рамы гвоздиками с большими шляпками и (дополнительно) клейкой лентой. Сверху рамки шелк прижимают тонкими деревянными планками. Очень важный инструмент - ракель, представляющий собой пластину из твердой толстой, 6 - 8 мм, резины, для жесткости укрепленную полоской из жести на заклепках (рис. 3). Рабочий край ракеля должен быть тщательно выровнен. Желательно иметь несколько таких инструментов разной ширины. За 1 проход ракель

Рис.3. Ракель из твердой резины А - основной рабочий инструмент; как им работают Б - перекрывают всю ширину рисунка, но не выходят излишне за его пределы.

Из материалов потребуется марля, натягиваемая на многоярусные рамки, на которых ведется сушка готовых оттисков (рис. 4). В технологическом процессе важное место занимает краска, обычная масляная в тюбиках. Ее цвета выигрывают в яркости и сочности, если ее разводить на основе цинковых белил. Краску добавляют к белилам в соотношении 1: 2 или 1: 3 (по объему). К черной краске тоже лучше примешать белила. Смешивают краску на толстой оберточной бумаге. Готовую смесь выдерживают некоторое время (от 1/2 до 3 суток для разных красок). Это необходимо, чтобы избыточное масло впиталось в бумагу, иначе нанесенная на ткань краска образует вокруг себя масляный ореол. Когда смесь готова, ее кладут на кусок стекла; добавляют пентафталевый лак Пф-285 или Пф-286 и сиккатив (резинат кальция жидкий). К “лепешке” краски 12 - 15 см добавляют примерно 3 пластмассовые крышечки сиккатива (такими обычно закрываются бутылки с этой жидкостью). Необходимо, чтобы краска в результате всех перечисленных операций приобрела консистенцию густой сметаны. Смесь готовят и к предстоящей работе (заранее), и впрок. Краска со временем покроется пленкой, которую перед работой снимают и добавляют 1. неполную крышечку сиккатива.

Рис. 4. Многоярусные рамки для сушки оттисков

Технологию шелкографии рассмотрим на примере изготовления эмблем и вымпелов. Лучший материал для этого - атлас, белый или цветной, который раскраивают на куски нужного размера.

Но сначала разрабатывают рисунок. Например, вы решили изготовить эмблему (наподобие той, что изображены на рис. 5). Ее выполняют 2 красками - оранжевой и коричневой. Цвет 3-й - эта цвет ткани, на которой будет нанесен рисунок. На ватмане нарисуйте в натуральную величину красками или карандашами то, что вы задумали. Нанести буквы и цифры можно, используя готовые пластмассовые трафареты, которые бывают в продаже. Любая эмблема, вымпел должны иметь цветную кайму. Благодаря этому достигается красота; кроме того, за счет краски края ткани становятся жесткими и не осыпаются. Справа и слева от готового рисунка ставят метки, которые помогут правильно совместить цвета. У вымпела или флажка размечают подгиб для подвески.

Рис. 5. Кальки для эмблем - каждая соответствует цвету

Берут теперь небольшой кусок кальки (лучше всего той, что предназначена для туши), кладут ее на эскиз и обводят (все детали оранжевого цвета (рис. 5, Б). На другом листе кальки обводят коричневые детали (рис, 5, В). Необходимо учесть, чтобы та краска, которая будет накладываться второй, немного перекрывала рисунок, нанесенный первой краской,- так можно избежать нежелательного разрыва линий и пустот. Не забудьте перенести на кальки метки. На одной из калек вычерчивают подгиб для подвески, если это вымпел или флажок. Его тоже надо будет покрыть краской, чтобы "не осыпались края. Достаточно для этого окантовать подгиб узкой цветной рамочкой. Заостренным кончиком резака вырезают из обеих калек все детали рисунка. После этого кусочком мыла (макая в воду) натирают одну сторону небольшого куска толстого стекла, чтобы от него потом могла легко отделиться калька. Подготовленное стекло кладут на основной рисунок обработанной поверхностью кверху. На стекло - кальку с вырезанными деталями, совместив их с рисунком. Рамку с натянутым шелком располагают на кальку, стекло и рисунок под ним, прижимают на время - рис. 3, Б). Если в задуманной композиции есть детали, которые вырезаны отдельно, то после наложения рамы их точно совмещают с рисунком прямо через шелк, двигая каждую деталь кончиками 2 иголок.

Далее тонкой кистью начинают наносить через шелк на кальку лак НЦ. Прихватив кальку к шелку, наносят лак на рабочий край ракеля и через шелк проводят им по кальке. Эту операцию повторяют 4 раза, давая лаку высохнуть. В результате лак должен тонким ровным слоем покрыть всю кальку, лежащую под шелком. Промокательную бумагу кладут на толстый деревянный брусок. На нее помещают перевернутую раму так, чтобы калька оказалась сверху. Кисточкой, смоченной в ацетоне, осторожно снимают лак с шелка на вырезанных участках и промакивают кусочком хлопчатобумажной ткани.

Итак, кальки, соответствующие одному цвету, наконец наклеены лаком на шелк и лак удален с открытых участков шелка. (А позволяют размеры рамки, так на шелке размещают все кальки; в противном случае можно сделать еще одну рамку или повторно использовать одну и ту же).

Атласную ткань, приготовленную для нанесения рисунка или надписи, тщательно разглаживают утюгом, раскраивают ее по размерам с некоторым запасом. На стол кладут вырезанный лоскут, а сверху раму - так, чтобы калька оказалась между атласом и натянутым на раму щелком. Резиновый ракель обмакивают в краску и проводят по рисунку сверху вниз (рис. 3, Б). Проводя ракелем первый раз, следят за тем, чтобы его плоскость находилась к поверхности под углом 45 град.. Краска при этом остается на открытых участках рисунка. Второй раз проводят ракелем по рисунку, держа его под углом 80 град. к поверхности шелка. Операцией этой лишняя краска снимается с оттиска. Нажим ракеля необходим такой, чтобы и шелк не растянуть, и краску продавить. Подняв раму, ткань отделяют от шелковой сетки. Кончиком иголки осторожно снимают приставшие к шелку волоконца ткани. Сделав нужное число оттисков (с 1 кальки их можно получить более 100), промывают шелковую сетку тряпочкой, смоченной скипидаром. Лоскутки с оттисками (пока 1-цветными) раскладывают сушить. Через 1 сутки приступают к наложению другого цвета. Вторую кальку аккуратно совмещают, используя метки, с цветным эскизным рисунком. На этом этапе работы понадобится нижняя подсветка. Как уже было описано, вся процедура наложения краски повторяется. Спустя еще 1 сутки при необходимости можно и третий цвет наложить.

Рис. 6. Расположение рисунка, стекла, кальки и рамки перед нанесением лака.

После высыхания краски края эмблем или вымпелов обрезают с тем расчетом, чтобы срез проходил по окрашенным участкам,- тогда не будет осыпаться ткань. Как было сказано в самом начале, способом шелкографии можно наносить многоцветные рисунки и надписи также и на одежду. Лучше всего для этого подходят хлопчатобумажные ткани. Следует лишь предупредить, что нанесенный на них рисунок выдерживает только осторожную стирку. Ha трикотажных же вещах этот способ неприменим, требуются иные красители. Масляная краска, недостаточно эластичная, при растяжении трикотажа может осыпаться. Фотография на ткани в настоящее время находит все большее распространение в оформлении элементов интерьера квартиры, вещей домашнего обихода. Получение черно-белых изображений, нанесение портретов, рисунков на шторы, сумки, (платки, одежду и т. д.” доступно каждому, кто занимается фотографией. Фотоотпечаток на тканевой основе по сравнению с фотографией на бумажной имеет, естественно, свои особенности - повышенную гибкость и устойчивость по отношению к свету и влаге, нередко даже превосходя обычный снимок по качеству изображения. Ткань подбирают в зависимости от характера передаваемого рисунка. Чтобы получить полутоновое изображение (портрет, пейзаж), берут легкие 1-тоновые ткани - батист, шелк, трикотаж, шифон. - Штриховое же - любые, в т. ч. грубые ткани (напр., холст). Негативы для печати на тканях пригодны практически любого формата - 2,4х3,6 см, 9х12, 13х18 см и больше. Обычно используют негативы среднего контраста и плотности. Съемку проводят на любительские пленки типа “Фото” и фототехнические “ФТ”. Обрабатывают их (в зависимости от преследуемой цели) в обычных, мелкозернистых или б контрастных проявителях. Перед печатью негативы тщательно очищают от пыли и ретушируют при необходимости. Наносимый на ткань светочувствительный слой обладает обычно очень низкой чувствительностью. И ткань, подготовленная таким образом, предназначается лишь для контактной фотопечати с негатива, размер которого соответствует размеру задуманного для украшения рисунка. По этой же причине [копировальный процесс, можно проводить при очень слабом дневном цвете или искусственном освещении. Копировальный процесс - технология получения фотоизображения на ткани - складывается из следующих стадий. Это, во-первых, предварительная подготовка ткани. Далее - нанесение на ткань светочувствительного слоя. Сушка очувствленной ткани. Экспонирование ее под негативом. Проявление изображения. Обработка ткани в промежуточном растворе (лишь для некоторых способов). Ополаскивание ткани в воде. Фиксирование изображение. Промывка копии в воде. Сушка и окончательная проглажка копии утюгом.
Ткань, предназначенную для обработки, стирают в горячей воде с мылом. Как следует прополаскивают в проточной воде. Высушивают и чуть влажную разглаживают теплым утюгом. Подсинивать и крахмалить ткань не рекомендуется.

Способов получения светочувствительной смеси, наносимой на тканевую основу, много. Одна из таких смесей - на солях железа. Раствор для “очувствления” ткани в этом случае готовят следующего состава: 3,5 г щавелевой кислоты, 5 г железоаммиачных квасцов, 20 мл 10%-го раствора аммиака, до 100 мл воды. Более высокую чувствительность создают, заменяя квасцы в этом растворе на такое же количество лимонно-аммиачного железа - “коричневого” или “зеленого”. Раствора же аммиака потребуется в 2 раза меньше. Щавелевую кислоту растворяют в 50 мл дистиллированной (или кипяченой) воды. В таком же количестве воды растворяют и квасцы. И в том и в другом случае температура воды 60 град.. Затем оба раствора сливают вместе. И после того как этот раствор остынет, в него, непрерывно помешивая, добавляют раствор аммиака. Рецепт этот пригоден при наличии “зеленого” железа. Если же в растворе используется “коричневое” лимонно-аммиачное железо, то раствор нагревают до кипения и лишь после этого, перемешивая, добавляют раствор аммиака. “Коричневая” соль железа при этом перейдет в “зеленую”. Рецепт с лимонно-аммиачным железом предпочтительнее, когда печать производится при искусственном освещении. Чувствительный раствор может храниться в темном прохладном месте около 1 - 1,5 мс.

“Очувствление” ткани, натянутой на раме в виде пяльцев ведут, погружая ее в светочувствительный раствор, налитый в чистую стеклянную или фарфоровую посуду. “Очувствляют” - хорошо пропитывают раствором - лишь то место, на которое будет печататься изображение. Затем ткань слегка отжимают и вешают на просушку в комнате при неярком электрическом свете. К нижнему концу прикрепляют кнопками деревянный брус, чтобы уберечь ткань от скручивания. Высушенную ткань проглаживают горячим утюгом.

Экспонирование проводят контактным способом - накладкой эмульсионного слоя черно-белого негатива на эмульсионный слой ткани. Необходимо, чтобы источник света для экспонирования был сильным (солнечный свет, лампы дневного света). Полутоновые негативы экспонируют лишь на прямом солнечном свете. Выдержка (2 - б мин) определяется опытным путем и зависит от времени года. Раствор с квасцами пригоден главным образом для получения изображения с нормальных негативов. Контрастность можно поднять, если на 100 мл раствора добавить около 0,2 г двухромовокислого калия. Проэкспонированный участок ткани вновь натягивают на рамку и опускают на 3-4 секунды в проявляющий раствор (налитый в кювету слоем толщиной 1-1,5 см, температурой 20 град.) следующего состава:

3 г азотнокислого аммония, 1 г азотнокислого серебра, до 100 мл кипяченой воды.

Проявив, ткань вновь отжимают и переносят на 0,5- 1 мин в 0,1 % -и (промежуточный) раствор соляной кислоты, чтобы просветлить изображение. А затем в течение 5 секунд ополаскивают в воде, удаляя остатки раствора. Фиксирование (2-3 мин) проводят в 1%-м растворе тиосульфата натрия. Фиксирование более 5 мин или повышение концентрации тиосульфата приводит к ослаблению изображения (исчезают полутона и мелкие детали). Окончательная промывка (4 мин) - в проточной воде. Сушка - при 20 град.. Высушенное фотоизображение приглаживают для прочности и усиления его тона горячим утюгом, в результате чего оно приобретает бархатисто-черный тон. Фиксаж и промежуточная ванна - 1-разового использования. Подобное изображение достаточно прочное и выдерживает неоднократную стирку без кипячения.

Цветные изображения на тканях. Способ их получения основан на свойстве хромовокислых солей переходить под влиянием света в соединении окиси хрома и образовывать протраву, которая и дает с красящими веществами нерастворимые соединения. Полученный таким образом краситель достаточно надежно противостоит действию снега, воздуха, кислот и щелочей. “Очувствляя” хлопчатобумажную или шелковую ткань (либо ее участок), погружают в ванну следующего состава: 50 г двухромовокислого аммония, 5 г метаванадиевого аммония, до 1 л воды. Ткань затем сушат при температуре до 25 град. (более высокая вызывает видоизменение чувствительного слоя, выражающегося в окраске белых участков и вуалировании изображения). Обработанную ткань экспонируют в копировальной рамке под негативом до проявления всего изображения, после чего тщательно промывают в воде. Омытый и высушенный отпечаток может храниться несколько дней. Перед окрашиванием в какой-либо цвет ткань с отпечатком размачивают в теплой воде. В качестве красящих веществ используют различные анилиновые красители. Причем эти красители можно смешивать между собой, создавая необходимую гамму. Окрашивающий раствор с погруженной в него тканью доводят до кипения и выдерживают при этой температуре 15-20 мин. После этого ткань с отпечатком тщательно ополаскивают водой. И, если цвета подучились не совсем чистыми, опускают в теплый раствор мыла или соды. По окончании этой операции отпечаток как следует промывают.

Чтобы получить отпечатки на коленкоре, шелке и атласе используют и другой способ, срадания светочувствительного слоя. Вначале готовят следующий раствор: 17 г сахара обычного, 1 г виннокаменной кислоты, до 100 мл горячей воды. Кипятят около 1 мин. Затем, сняв с огня и помешивая прибавляют к раствору 0,5 г буры. Примерно через 6 ч сливают отстой. Растворяют в нем 4 г поваренной соли и фильтруют. Ткань равномерно настилают на поверхность этого раствора и оставляют в нем на 1 мин, пока изнанка, не станет сырой. Тогда материю снимают, сушат, проглаживают с обратной стороны утюгом и серебрят 1- 2 мин в 10%-м растворе азотнокислого серебра. После сушки ткань подвергают печати под негативом. Готовый отпечаток красится и фиксируется. Способ получения фотографии на ткани с помощью альбуминной (яичной) эмульсии дает влагостойкий непрочный отпечаток. Приготовление эмульсии: белок от 3 свежих яиц смешивают со ЮО мл дистиллированной <или кипяченой) воды. Смесь затем сбивают в течение 5 ми” до образования пены, дают отстояться в вливают в нее 1 л воды, содержащей по 8 г хлористого натрия и хлористого аммония”. Переливают в большую емкость. Сильно взбалтывают. Эмульсией можно пользоваться лишь через 12 ч. Чтобы получить на ткани светочувствительный слой, ее в течение 3 мин пропитывают эмульсией и сушат, предохраняя от скручивания. Перед печатью обработанную ткань “очувствляют” к свету в растворе нитрата серебра 0“ г AgN03 в 100 мл воды). С этой целью ее в растянутом виде равномерно опускают на поверхность раствора. Сенсибилизацию проводят при желтом свете. Сушат ткань в темноте. От слишком быстрой сушки на ткани могут появиться пятна. Ткань при сушке растянута.

Печатают контактным способом копировальной рамке. Ведут печатание в течение 15-20 мин или дольше. Например, у окна. Закрепление и окрашивание изображения проводят, используя следующий вираж-фиксаж: 50 г азотнокислого свинца, 150 г тиосульфата натрия, дол 1 л воды. Сначала в 400 мл воды растворяют нитрат серебра, а в 600 мл - тиосульфат. Для получения рабочего раствора первый раствор вливают во второй и смесь отстаивают сутки. В вираже - фиксаже ткань остается 5-10 мин до приобретения изображением теплого коричневого тона. Готовый отпечаток промывают около 1 ч в проточной воде, но не под струёй. Если необходимо копировать большие поверхности ткани. Удобно использовать специальные копировальные ящики или подсвечивающие экраны с лампами дневного света. Исправить изображение на ткани, вызванное небольшими передержкой или недодержкой при экспонировании, можно обычным ослабляющим или усиливающим раствором. Полное удаление изображение в некоторых случаях достигается применением концентрированного ослабителя фермера.

Фото ткань ФТ-1, имеющуюся в продаже, использовать для получения фотоотпечатков с негативов контактным и проекционным методами печати и изготавливают на основе искусственной шелковой ткани. ФТ требует эмульсионного покрытия - на нее уже нанесена эмульсия типа применяемой на фотобумаге “Унибром”. Она характеризуется высокой белизной я нейтрально-черным цветом полученного изображения, Отпечатки на ФТ хорошо передают тонкую проработку деталей, теней, тонов и полутонов. Именно этот материал больше всею подходит для изготовления фотовитража, фотоширм и каминных фотоэкранов, картин, абажуров, украшения интерьеров квартиры. Выпускаемая не только в листах, но и в рулонах, при ширине 90 см, она позволяет делать полупрочные черно-белые изображения с большим увеличением.

Изделия рекламной полиграфии мы встречаем на каждом шагу. Мы настолько к ним привыкли, что практически не обращаем на них внимание. Поэтому требования к дизайну и оформлению рекламной продукции все время повышаются - она должна быть красивой, стильной, оригинальной, вызывать приятные эмоции, заинтересовывать.

Чтобы понять, почему способ шелкографии стал так популярен при изготовлении рекламной полиграфии и отделке различных изделий, необходимо знать основы технологии трафаретной течати.

В чем состоит технология шелкографии.

Шелкография является очень интересным способом печати, не похожим ни на какие другие.

Сущность технологии состоит в продавливании ракелем трафаретной краски через специальную сетку, которая и является формой трафаретной печати. Чтобы нанести требуемое изображение, часть ячеек сетки закрывают специальным лаком. Трафаретная печать - очень старый способ печати, на заре его развития сетку делали из шелка, отсюда и появилось красивое название - шелкография. В наше время сетку чаще изготавливают из металла или синтетических нитей, однако название шелкография осталось. Шелкография и трафаретная печать - два названия одного и того же способа печати.

В зависимости от числа нитей трафаретной сетки на единицу площади, их диаметра, жесткости ракеля и силы давления на него, можно наносить слои краски или лака разной толщины - как тонкие, так и очень толстые, достигающие до 20-35 г/м2. Именно возможность нанесения толстых слоев кроющей шелкографской краски позволяет получать необычные декоративные эффекты.

Ограничения способа шелкографии

Как и другие способы печати, шелкография имеет свои достоинства и недостатки. К недостаткам метода прежде всего стоит отнести невозможность нанесения полутоновых изображений. Воспроизвести фотографию способом шелкографии невозможно. Кроме того, трафаретная печать является довольно медленным способом печати, поэтому изготавливают с его помощью, как правило, небольшие тиражи продукции. С точки зрения экономичности, для трафаретной печати наиболее оптимальны тиражи от нескольких сотен до 3-5-ти тысяч экземпляров.

Достоинства шелкографии

Все достоинства шелкографии вытекают из особенностей технологии этого метода, позволяющего наносить толстые слои кроющей трафаретной краски.

Одним из важнейших преимуществ шелкографии является возможность наносить изображения и логотипы практически на любые виды материалов (мелованные и дизайнерские бумаги и картоны, полиэтилен, пластик, металл, стекло, текстиль, дерево и т.д.). Для каждого из запечатываемых материалов предусмотрены специальные краски, имеющие разный состав.

Шелкография позволяет наносить толстые слои кроющий краски на любые поверхности, в то время как офсетные краски прозрачные и наносятся тонкими слоями. Данная особенность шелкографии позволяет осуществлять качественную печать светлыми красками на тонированных пов ерхностях (в том числе и темных). При этом изображение не меняет цвет, выглядит очень ярким и насыщенным. А возможность нанесения красок на различные поверхности позволяет создавать удивительно красивые декоративные эффекты.

Бывают случаи, когда трафаретная технология позволяет выполнить печать офсетным способом. Для этого используют кроющие белила , которые наносят на запечатываемую поверхность способом шелкографии. При этом поверхность может иметь темную основу. После того, как шелкографская белая краска высохнет, поверх нее можно нанести печать обычным офсетным способом. Безусловно, что подобный способ печати обойдется Вам достаточно дорого.

С помощью трафаретной печати можно наносить золотые,серебряные и металлизированные краски , которые будут выглядеть очень эффектно в силу толщины слоев трафаретной краски.

Флуоресцентные краски нанесенные способом трафаретной печати, позволяют получить удивительно яркое, насыщенное изображение, эффективно привлекающее внимание. Причиной этого является возможность нанесения толстого красочного слоя.

Трафаретное лакирование

В последнее время лакирование оттисков стало очень модным способом отделки изделий полиграфии. Технологий лакирования очень много. Технология трафаретного лакирования является одной из самых популярных в силу возможности получения красивейших декоративных эффектов. Трафаретный способ лакирования позволяет выполнять как сплошное, так и выборочное лакирование.

1. Сплошное лакирование . В данном случае лаком покрывается вся поверхность оттиска. Довольно часто применяется при оформлении обложек журналов, каталогов, рекламных брошюр. Лакирование не только придает обложке привлекательность и стильность, но и защищает ее от повреждений, истирания краски, позволяет продлить службы. Для лакирования может использоваться не только привычный глянцевый, но и матовый лак, который в последнее время становится все более модным. Особенностью данного вида лака является возможность придания печатным изделиям благородного, респектабельного вида.

2. Другим видом лакирования, которое используется не только для оформления обложки, но и внутренних страниц изделия, является выборочное лакирование. Выборочное лакирование может применяться как просто для придание обложке красоты и эффектности, так и для выделения определенных элементов изображения, на которых нужно акцентировать внимание.

3.Декоративное лакирование . Трафаретный способ нанесения, позволяет использовать лаки с различными добавками. Наиболее часто используются лаки с глиттерами (блестками), применяющиеся чаще всего при изготовлении праздничной или подарочной продукции.
Глиттеров бывает великое множество, и вводя эти добавки, можно получить самые разные эффекты: какой-либо цвет, разные виды блеска, «искорку», радужные и голографические эффекты. Лаки с блестками называют глиттерными. Глиттерные добавки позволяют изменять как визуальные, так и тактильные свойства лака.

Трафаретные лаки и краски наносятся толстыми слоями, поэтому большое внимание в трафаретной печати уделяется проблеме сушки оттисков. Если продукцию требуется изготовить по возможности более оперативно, применяют краски и лаки, способные к отверждению под воздействием ультрафиолетового излучения. Данный способ удобен и при ограниченном количестве складских помещений, ведь недосушенные оттиски, сложенные в стопу, просто склеятся и тираж будет испорчен.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...