Малое предпринимательство в здравоохранении. Основы медицинского предпринимательства в россии Малый бизнес в сфере оказания медицинских услуг

Десятого ноября председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление правительства об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль. Решение освободить малый бизнес, работающий в сфере образования и здравоохранения, от налога на прибыль, начиная с этого года, стало очень важным и знаковым событием, которое будет способствовать улучшению положения предпринимателей. Хорошо, что государство старается создать определенные льготные условия для работы бизнеса, занятого в социальной сфере, это, с одной стороны, подтверждает социально ориентированную политику страны, а с другой - свидетельствует о том, что поддержка малого предпринимательства также является одним из приоритетных направлений развития России.

Хочу напомнить хронологию событий. В прошлом году правительство вышло с инициативой полностью освободить малый бизнес, работающий в сфере услуг образования и здравоохранения, от налога на прибыль. Эта мера была направлена на поддержку предпринимателей в связи с заменой единого социального налога страховыми взносами и, как следствие, повышением налоговой нагрузки для бизнеса. В результате в конце прошлого года был принят Федеральный закон N 395-ФЗ, который предоставляет право организациям, осуществляющим образовательную и медицинскую деятельность, применять нулевую ставку по налогу на прибыль с 1 января 2011 года до 1 января 2020-го. Правда, для того чтобы закон заработал, правительство должно было утвердить своим постановлением Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, на которые эти льготы распространяются. Год шел, а необходимого документа все не было и не было. Более того, последовавшие за тем разъяснения со стороны минфина дали понять, что претендовать на льготное налогообложение малый бизнес может только с 1 января 2012 года. Это означало весьма туманные перспективы и фактически ставило на грань выживания малые предприятия, работающие в социальной сфере.

Отчаявшиеся предприниматели обращались с коллективными обращениями к председателю правительства с просьбой принять именно в этом году необходимое постановление. Обращения направлялись от руководителей крупнейших общественных организаций: "ОПОРЫ России" и "Деловой России", Стоматологической ассоциации России, ассоциации частных клиник Москвы и Санкт-Петербурга и многих других общественных объединений.

Голос предпринимательского сообщества был услышан, и 10 ноября правительство выпустило долгожданное постановление, которое дает возможность социально ориентированному бизнесу не платить налог на прибыль уже в этом году. Правительство также обозначило условия, при которых компании смогут воспользоваться своим правом на нулевой налог. Основное требование - наличие лицензии на образовательную и медицинскую деятельность. В штате должно быть не менее 15 сотрудников, прибыль компании от медицинской или образовательной деятельности должна составлять не менее 90%, компании не должны совершать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Чтобы не платить налог на прибыль в этом году, необходимо до 31 декабря представить в налоговую службу заявление на использование льготы в произвольной форме с указанием вида деятельности и приложить к этому копию лицензии. Чтобы воспользоваться в следующем, нужно поторопиться и сдать документы в налоговую до 1 декабря 2011 года.

Конечно, освободить медицинские организации от налога на прибыль стоило уже давно, потому что, например, малый бизнес в отрасли здравоохранения объективно несет очень большие финансовые затраты помимо налогов. К примеру, чрезвычайно высокими до сих пор являются тарифы на услуги ЖКХ. Все это в итоге отражается на конечной стоимости услуг учреждений негосударственного здравоохранения. Поэтому любые налоговые послабления со стороны государства - это хорошая поддержка не только для бизнеса, но и соответственно для всех пациентов негосударственных клиник. Отмененный налог на прибыль позволит организациям инвестировать средства в модернизацию медицинского оборудования, в обновление основных средств и отчасти компенсировать рост расходов, связанных с выплатой налоговых отчислений.

Недавнее повышение страховых взносов значительно осложнило положение негосударственного образования и здравоохранения. И отмена налога на прибыль, конечно, кардинально не изменит ситуацию. Если государство намерено действительно серьезно поддержать социально ориентированный бизнес, то нужно снижать страховые взносы на фонд оплаты труда. Например, мало кто знает, что фонд заработной платы в негосударственных учреждениях здравоохранения составляет более 60% от выручки, в негосударственном образовании достигает 80%. Так что эти сферы бизнеса являются не самыми рентабельными.

Во всем мире здравоохранение и образование - это отрасли, которые находятся в более привилегированном положении, в том числе в плане налоговой нагрузки. Хочется надеяться, что в России эта тенденция тоже начала реализовываться и отмена налога на прибыль в целом положит начало корректировке и оптимизации налоговой политики государства по отношению к предпринимателям, работающим в социальной сфере.

Александр Грот,

председатель Комиссии по здравоохранению "ОПОРЫ России"

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Бизнес и предпринимательство в здравоохранении 5

2 Платное здравоохранение и медицинский менеджмент 7

2.1 Проблемы рынка медицинских услуг 8

2.2 Проблема помещений и медоборудования 9

2.3 Пути преодоления препятствий в развитии предпринимательства в сфере здравоохранения 11

3 Регулирование предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения 12

4 Формы предпринимательства в здравоохранении 13

5 Перспективы развития предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения РФ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Выдержка из текста

Факторы развития малого предпринимательства в сфере здравоохранения

Актуальность темы данной работы заключена в том, что недостаточное финансирование российской медицины за счет бюджетных средств обязательного медицинского страхования стало одной из главных причин развития рыночных отношений в сфере здравоохранения и роста объема платных услуг.

На сегодняшний день возрастает роль малого бизнеса, особенно в условиях финансового кризиса уделяется повышенное внимание разным аспектам деятельности субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия, создавая конкурентную среду, удовлетворяя потребности в основном местного рынка, оказывают благоприятное влияние на ситуацию на рынке труда, повышают занятость населения.

Предпринимательство в здравоохранении и медицинской промышленности является одним из ключевых направлений в деятельности Торгово-промышленной палаты России (ТПП).

Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью проблем, решаемых в этой сфере. На Комитет ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности возложен ряд функций, определяющих основные направления его работы. Среди них: анализ факторов, оказывающих влияние на развитие предпринимательства в сфере здравоохранения и медицинской промышленности, содействие устранению необоснованных ограничений и бюрократических барьеров, содействие реструктуризации отрасли в сторону высокотехнологичного сектора. Важным направлением работы комитета является мониторинг российского нормативно-правового процесса в области его компетенции. Организация и участие в работе промышленных и научно-технических выставок, конференций, семинаров, симпозиумов — неотъемлемая часть работы комитета, направленная, прежде всего, на пропаганду достижений отечественных разработчиков и предпринимателей. Взаимодействие отраслевых организаций государственной власти России также служит достижению основной цели — отстаиванию интересов отечественных организаций и предприятий. Это не противоречит, а наоборот делает еще более актуальной задачу установления контактов и организации сотрудничества с международными и национальными союзами, ассоциациями, объединениями предпринимателей и отдельными промышленными фирмами зарубежных стран.

Современные тенденции развития управления в сфере здравоохранения

Особенности управления персоналом в сфере здравоохранения

Предпринимательство воздействует на общее благосостояние общества путем повышения уровня ВВП, смягчения безработицы, развития научно-технического прогресса, увеличения государственного бюджета за счет налоговых поступлений. Каждый предприниматель на этапе создания нового предприятия должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь чётко рассчитать эффективность использования этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия. При этом каждая сфера деятельности обладает как общими, так и специфическими требованиями к созданию новых юридических лиц, которые необходимо учитывать.

Целью работы является рассмотрение формирования государственной политики в сфере здравоохранения. Предметом курсовой работы является формирование государственной политики в сфере здравоохранения.- Проанализировать результаты работы государственной политики в сфере здравоохранения в период 2012—2013 годов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный Закон Российской Федерации от

2. Федеральный закон Российской Федерации от

2. июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

3. Дурович А.П. Организация туризма: учеб. пособие. М: Новое знание, 2009. 333 с.

4. Малахова Н.Г. Маркетинг в здравоохранении. М.: Феникс, 2010. 222 с.

5. Миронкина М.А. Этапы стратегического планирования услуг медицинского учреждения // Диалоги о науке. 2009. № 2.

6. Стародубова В.И., О.П. Щепин, Л.А. Габуева. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. М.: МЦФЭР, 2006. 432 с.

7. Тихомиров А.В. Предпринимательство в здравоохранении // «Главный врач: хозяйство и право», 2006. № 7.

8. Шутов М.М., Лобас В.М., Долгалева Е.В. Предпринимательство в здравоохранении: теория, методология, практика: Монография/ Под ред. проф. С.Ф. Поважного. Донецк: ВИК, 2006. 207 с.

список литературы

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УЧАСТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Н. О. Лаврентьева

В течение последних двадцати лет в России активно развивается малое и среднее предпринимательство в сфере здравоохранения: частные стоматологические кабинеты, диагностические и клинические центры, фирмы.

На сегодня определенный объем медицинской помощи в государственных и муниципальный учреждениях здравоохранения оказывается пациенту с гарантированным финансированием государства. Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

При этом помощь, выводящую за пределы объема так называемой «бесплатной» медицины, учреждение вправе оказывать пациентам на платной основе, если на это имеется разрешение Минздрава России, в связи с чем, медицинскую помощь в этих учреждениях можно назвать бесплатной лишь условно, в действительности же она страховая. Именно поэтому медицинские услуги (за исключением экстренный случаев) оказываются только при наличии у пациента полиса обязательного медицинского страхования (ОМС).

Огромную роль малое и среднее предпринимательство в сфере здравоохранения играет в процессе формирования среднего класса расширения круга работодателей, собственников, роста количества рабочих мест, создания условий, при который достойная жизнь и свободное развитие медицинских работников в большей степени обуславливается их личным вкладом в профессиональную деятельность.

Весьма ощутим вклад малого и среднего предпринимательства в экономическую сферу частной системы здравоохранения, который проявляется в создание предпосылок для развития цивилизованной конкурентной среды в медицине, препятствии монополизации медицинской деятельности, а также в стимулирование поиска новых ресурсосберегающих медицинских технологий, обеспечивающих оптимальное для потребителя сочетание цены и качества медицинской услуги.

От финансовой деятельности малого и среднего бизнеса увеличивается количество налоговых поступлений в бюджет разный уровней страны.

Малые предприятия и средние предприятия в здравоохранение, посредством создания конкурентной среды, удовлетворяют потребности в местного рынка, оказывают благоприятное влияние на ситуацию на рынке труда, повышая занятость населения.

В качестве важной характеристики развития малого и среднего предпринимательства в области здравоохранения можно выделить отраслевую специфику распределения предприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. По состоянию на 2014 год больше всего предприятий приходится на сферу стоматологических услуг населению, причем это характерно как для малый предприятий, так и для индивидуальны« предпринимателей - 41 %. Далее можно выделить сферу офтальмологии (11,5%), медицинского массажа (12,5%), гинекологии (10 %). Кроме того, более 36% малый предприятий являются многопрофильными .

На мой взгляд, предприятия малого и среднего бизнеса должны шире предоставлять свои услуги в области здравоохранения, в следующих сферах: фармацевтическое производство, производство медицинской техники и инструментов, ремонт и эксплуатация медицинской техники инструментов, специализированная оптово - сбытовая торговля (аптеки, аптечные магазины, киоски и базы), специализированные комплексы по оказанию вспомогательных услуг в стационарах (стирка белья, приготовление пищи, уборка помещений).

Новые коммерческие учреждения должны опираться на собственную материальную базу. Помимо освоенных направлений малый и средний бизнес, несомненно, может расширить

Н. О. Лаврентьева

сферу своей деятельности, создавая на коммерческой основе такие формы оказания услуг: дома сестринского ухода, хоспис, диагностический центр, подвижные медицинские лаборатории, хирургические амбулатории, небольшие коммерческие больницы, частные санатории и профилактории, центры реабилитации.

Необходимо выделить ряд проблем в сфере организации деятельности среднего и малого бизнеса в области здравоохранения.

Также оной из проблем является достаточно высокая затратность медицинского бизнеса в сочетании с его высокой подконтрольностью. Большое количество административных барьеров возникает на этапе получения лицензий.

Неравная конкуренция с государственными медучреждениями также представляет собой определенную проблему для дальнейшего развития участия малого и среднего бизнеса в области здравоохранения . Одна из реальных причин установления рыночных цен ниже стоимости в госучреждениях, оказывающих платные услуги - это зачастую наличие двойного финансирования, когда медицинское учреждение в погоне за числом клиентов в стиле классической ценовой конкуренции снижает цены, возмещая эти потери за счет бюджета или средств обязательного медицинского страхования.

Учреждения подобного рода обладает определенной возможностью устанавливать тарифы на более низком уровне по сравнению со средним рыночным уровнем, выигрывая тем самым у конкурентов, либо незаслуженно получают сверхприбыль, реальным источником которой служат не возмещенные в бюджет средства.

Следующей важной проблемой для сектора частной медицины является отсутствие льготного налогового режима. Многие медицинские центры покупают дорогостоящее оборудование, на что требуется много финансовых затрат. К примеру, если медицинский центр был создан «с нуля», то полноценно функционировать он начинает лишь к концу первого года. При этом налог на имущество и налог на прибыль платится в том же объеме. Поэтому, на мой взгляд, для полноценного развития малого и среднего предпринимательства в области здравоохранения, как для одного из социально значимых видов услуг, необходимы налоговые послабления, например, формат приоритетного инвестиционного проекта, при котором предполагаются существенные налоговые льготы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ 30.12.2008 г. № 6-ФЗ, 30.12.2008 г. № 7-ФЗ).

2. Амлаев К. Р. Справочник руководителя медицинского учреждения. - Ростов на/Д: Феникс, 2010. - 812 с.

3. Гнатюк А. П. Платные медицинские услуги: правовое регулирование и сложившийся менталитет. // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 7. С. 60-62.

4. Жижин К. С. Проблемы платности в отечественном здравоохранении // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 3. С. 16-19.

5. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 542 с.

6. Официальный сайт Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://smb.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/11514.html (дата обращения: 28.10.2015).

7. Стасенкова Я. С. Пути повышения результативности предпринимательской деятельности организации здравоохранения // Молодой ученый. - 2014. - № 8. С. 602-605.

8. Щепин О. П. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. - М.: МЦФЭР, 2014. - 422 с.

каждый вносит свой вклад, взамен получает ценную бумагу, именуемую акцией. Ценная бумага может быть предметом купли-продажи. В закрытом акционерном обществе нельзя продать свой пай без согласия остальных товарищей. В открытом – ценной бумагой можно распоряжаться по своему усмотрению. Каждый из участников открытого акционерного общества отвечает лишь своим вкладом.

16.3. Малое предпринимательство (малый бизнес) в здравоохранении

Под малыми предприятиями в современном российском законодательстве понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 чел, в научнотехнической сфере и в сельском хозяйстве – 60 чел, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

Коммерческие медицинские и медико-производственные организации, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к малым предприятиям по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Развитие малого предпринимательства в здравоохранении объективно вписывается в общую логику процессов либерализации экономики, децентрализации и демонополизации в управлении экономикой страны.

Государственная поддержка малого предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения осуществляется по нескольким направлениям:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материальнотехнических разработок и технологий; Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого

предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Медицинская (лечебно-профилактическая), фармакологическая, медико-производственная деятельность при всей специфичности и тяготении к государственным и полугосударственным формам управления представляет обширное поле приложения малого бизнеса. В медицине широко распространены многие виды локальных, контактных услуг, оказание которых не требует создания мощных организаций, характерных для массового производства, такие задачи медицинского обслуживания населения могут решаться малыми предпринимательскими структурами, обладающими высокой оперативностью, гибкостью, чувствительностью к запросам каждого конкретного пациента.

Малое медицинское предпринимательство уже получило значительное распространение в стоматологии, продаже медицинских препаратов и средств лечения, в оказании специфических видов медицинских услуг.

В настоящее время остро встал вопрос о подготовке менеджеров медицинских учреждений, которые бы взяли на себя многие функции самостоятельного агента рынка, организующего многие функции медицинского коллектива и действующего от его имени.

Менеджер – это наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем. В случае с медицинским учреждением в роли предпринимателя на первых этапах выступает коллектив. Он не несет в настоящее время имущественной ответственности за свои действия, рискуя рабочим местом управляющего. Конечно, приведенное деление в значительной степени условно. Предприниматель, по идее, должен являться собственником капитала (хотя бы в той его части, в которой полученную прибыль он инвестирует в качестве капитала). В свою очередь, предприниматель всегда в той или иной степени является менеджером.

Однако важно отметить, что все-таки предпринимательство – это особая сфера профессиональной деятельности, сущность которой заключается в постоянном превращении имущества в капитал, т.е. в то, что приносит прибыль.

Все цивилизованные страны обязаны своим благополучием не командно-административной, а развитой рыночной системе хозяйствования. Рыночная система зарекомендовала себя более эффективной по сравнению с командно-административной в том смысле,

что она обеспечивает более высокие темпы социально-экономического роста.

Истинный предприниматель – источник и движущая сила творческой активности и предприимчивости.

Отечественное предпринимательство имеет свою историческую ценность, которая была прервана на более чем на 70 лет. Отсутствие собственного опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо скопировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация рыночных структур и институтов к современным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать длительного периода, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет развивать практическую философию бизнеса. Пройдет определенное время, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Необходимо формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Наряду с льготным режимом кредитования и налогообложения предприниматели должны иметь возможность гарантированного страхования коммерческого риска, свободного выхода на внешний рынок. Необходимо создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия. Во всем этом российские предприниматели пока испытывают значительные трудности. Философия отечественного предпринимательства – это пока философия выживания.

Существуют три главных источника мотивации предпринимательства:

Желание получить больший контроль за своим собственным будущим

Желание распространить свой собственный стиль и образ жизни на сферу деловой активности

Вознаграждение за труды и рост личного благосостояния Чтобы правильно выбрать нишу рынка для учреждения или для

самого себя, нужно попытаться найти практическое применение собственным способностям, склонностям, знаниям, квалификации на рынке, базируясь на методологии маркетинга.

определения желания и запросов постоянных покупателей

Направления потока товаров и услуг для удовлетворения нужд потребителя

Отечественные предприниматели часто игнорируют этот процесс или уделяют ему недостаточное внимание.

В процессе рассмотрения проблем следует придерживаться традиционной схемы, в которой маркетинг подразделяется на четыре вида предпринимательской активности:

1. Разработка услуг и создание товара, которые будут отвечать потребностям покупателя;

2. Доставка (или предложение) услуг (товара) на место, удобное для потенциального покупателя;

3. Процесс продвижения (услуг) товаров на рынок путем рекламы, услуг посредников, агентов по сбыту и др.;

4. Установление разумной цены на услугу (товар).

В учреждении, которому дают деньги (в частности, ЛПУ), должны быть три «ключевых момента»:

1. опыт, имеющийся у заявителя в управлении данной отраслью или бизнесом, и фактически выполняемая им работа или функции

2. особая производственная линия, которая соответствует реальным нуждам и является уникальной и не может быть легко заимствована или скопирована, является высокоэффективной и обеспечивает наилучшее решение проблемы удовлетворения потребителя

3. большой и растущий рынок, имеющийся для данного учреждения

(предприятия).

Для решения этих задач ищут людей, которые хотят работать семь дней в неделю по 12-15 часов в день, которые имеют первоклассные способности в решении проблемы и могут выстоять в самых разных ситуациях.

Предпринимателю обязательно должны быть присущи следующие важнейшие характерные черты, которые бы могли гарантировать ему успех даже в самом рискованном деле:

энергия, умение заставить работать

умение думать

умение строить взаимоотношения с людьми

коммуникабельность

знание техники и технологии

Социально-психологический портрет предпринимателя. Это человек, который:

имеет цель, к достижению которой постоянно стремится безгранично верит в свои продукты или виды услуг

деятелен

изобретателен

нетерпелив и раздражителен, у него постоянно не хватает времени

упорный и настойчивый

нацелен на успех, планирует на несколько лет вперед

лучше, чем кто-либо, понимает свои сильные слабые стороны

не боится начать все снова

деньги не являются для него главным побудительным мотивом

все делает сам

необязательно хорош во всем

понимает значение тонких изменений, их влияние на успех

стремится расти

понимает главенствующую роль потребителя

идет на определенный риск

практичен

просит то, что действительно хочет

чувствителен к рынку

привык справляться с трудностями в одиночку С принятием закона «О частной медицинской деятельности» в

России, как и в других цивилизованных странах, получит широкое распространение частная врачебная практика. Это медицинское предпринимательство будет чаще всего носить характер малого бизнеса. Эта форма предпринимательства имеет существенные достоинства, а также и серьезные недостатки, которые необходимо учитывать.

Достоинства малого бизнеса:

Независимость действий. Бизнесмен сам себе хозяин, никому не подчиняется.

Возможность более гибких оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия решений.

Адаптация к особенностям местных условий. Предприниматель малого бизнеса идеально организован и приспособлен для изучения запросов потребителя, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

Сильные симпатии к малому бизнесу. Малый бизнес ассоциируется с

«американской мечтой», поэтому в общественном мнении преобладают симпатии к малым фирмам.

Финансовые трудности . Малые фирмы сталкиваются с финансовыми проблемами, поскольку шансы потерпеть неудачу в малом бизнесе значительно выше, чем в большом.

Повышенная чувствительность к экономическим изменениям. Малые фирмы имеют небольшие финансовые резервы, поэтому чрезвычайно чувствительны ко всем изменениям в экономике (инфляция, рост цен, спад и т.д.)

Зависимость. Владелец малого бизнеса вынужден подчиняться нормативным и законодательным правилам о налогах и заработной плате и др.

Единоличная ответственность предпринимателя за бизнес.

Неправильные оценки или решения предпринимателя могут привести к серьезным убыткам, владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте сущность и основные признаки предпринимательства.

2. В чем состоят особенности предпринимательской деятельности в здравоохранении?

3. Охарактеризуйте основные виды предпринимательства, используемые в здравоохранении.

4. Назовите три главных источника мотивации предпринимательства.

5. Деление фирм по критерию административно-правовой формы.

6. Охарактеризуйте признаки хозяйственных товариществ. Чем отличается полное товарищество и товарищество на вере?

7. Какие коммерческие организации именуются акционерными обществами? Чем отличаются открытые и закрытые акционерные общества?

8. Представьте социально-психологический портрет предпринимателя.

9. Изложите преимущества и недостатки малого бизнеса.

10. Какие коммерческие предприятия принято называть малыми?

11. В каких областях, сферах медицинской деятельности находит свое приложение малое предпринимательство?

Тестовые

«Предпринимательство

здравоохранении»

Выберите правильный вариант ответа

01.Укажите, что не относится к

достоинствам

источникам

бизнеса относятся:

мотивации предпринимательства:

повышенная

чувствительность

желание получить больший

к экономическим изменениям

контроль за своим собственным

возможность

более гибких

благополучием

оперативных решений

получить удовлетворение от

единоличная

ответственность

чувства лидера в своем деле

предпринимателя за бизнес

распространить

необходимость

постоянно

собственный

контролировать

выполнение

обязательств

активности

получить

вознаграждение

достижения

предпринимателю

благосостояния

следующие черты

характера:

энергия, умение себя заставить

недостаткам

умение думать

относятся:

повышенная чувствительность к

взаимоотношения с людьми

экономическим изменениям

технологии

возможность более

компьютерную технику

оперативных решений

все выше перечисленное

3) совмещение нескольких профессий

4) долгосрочные выгоды

Как известно, предпринимательство является важнейшим звеном рыночной системы хозяйства. От того на сколько развит институт предпринимательства в той или иной стране зависит во многом эффективность всей национальной экономики.

Для развития предпринимательства необходимо систематическое государственное регулирование и поддержка – комплекс общих и специальных мер экономического, правового и административного характера, направленных на создание благоприятных условий для становления и самостоятельного развития национального предпринимательства в контексте устойчивого социально-экономического развития страны.

Необходимый комплекс форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представлен на рисунке 1.

В современной России предпринимательство как особый сектор рыночной экономики окончательно не сформировался , а значит, во многом не используется его потенциал.

В настоящее время российское предпринимательство регулируется Федеральным законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральным законом вводятся и определяются такие понятия , как:

- «субъекты малого и среднего предпринимательства»;
- «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, определяет цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в данном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства :

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры финансовой поддержки;
  • меры для развития инфраструктуры поддержки;
  • иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

В законе указано, что для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд льгот, в том числе применение специальных налоговых режимов. В рамках реализации региональных целевых программ «Развитие малого и среднего предпринимательства» предприятиям малого и среднего бизнеса предоставляются целевые субсидии.

Субсидии предоставляются на конкурсной основе. В приоритетном порядке государственную поддержку могут получить субъекты предпринимательства осуществляющие деятельность в следующих сферах : производственная и иновационная деятельность, жилищно-коммуникационное хозяйство, ремесленничество, сельскохозяйственная, внешнеэкономическая, туристическая деятельность.

В сложных экономических условиях поддержка малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти. В настоящее время активно работает правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, а при Председателе Совета Федерации - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки предпринимательства привела к ежегодному приросту числа предприятий малого и среднего бизнеса. На 1 января 2012 года удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,6%.

При этом основное количество малых и средних предприятий - юридических лиц осуществляют деятельность в сфере :

Доля частной медицины на российском коммерческом рынке около 4% . Такое положение на рынке медицинских услуг вызвано не только общими проблемами развития предпринимательства в России, но и спецификой отрасли, а также противоречивой государственной политикой в области здравоохранения.

Вопрос о государственной поддержке российского предпринимательства в сфере здравоохранения является спорным , дискуссионным. Основная причина заключается в том, что с одной стороны, частная медицина - неотъемлемый атрибут рыночной экономики, с другой - субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении, ведь отечественное здравоохранение традиционно основано на принципе бесплатности медицинской помощи.

Так необходима ли поддержка предпринимательства в здравоохранении или достаточно ограничиться поддержкой общественного здравоохранения?

Многие исследователи утверждают: государственная поддержка предпринимательства в здравоохранении необходима, поскольку к положительным сторонам развития коммерческого здравоохранения кроме традиционных выгод от развития предпринимательства (рост занятости населения, налоговые поступления и т.д.), относятся:

Как сегодня выглядит рынок частной медицины в России , какие существуют проблемы, каким образом государство поддерживает частную медицину?

Первая особенность - медицинский бизнес имеет свою организационную специфику. По словам Сергея Коротаева, исполнительного директора Некоммерческого партнерства по поддержке и защите интересов негосударственных медицинских организаций, большинство негосударственных медицинских организаций - это детища врачей со стажем, решивших, что имеющийся врачебный опыт, позволяет им заняться предпринимательством и самостоятельно нести ответственность перед пациентом.

Вторая особенность бизнеса в медицине - отсутствие крупных инвесторов. Существующие немногочисленные компании, такие как «Медицина АльфаСтрахования» - исключения из общего правила.

Третья и четвертая особенности (отчасти объясняющие вторую) – высокая затратность медицинского бизнеса в сочетании с его высокой подконтрольностью. Мало какая сфера рынка может соперничать со здравоохранением по сложности получения лицензий, и по количеству и придирчивости проверок.

Пятая особенность - неравная конкуренция с государственными медучреждениями. Одна из реальных причин установления рыночных цен ниже стоимости в госучреждениях, оказывающих платные услуги - это зачастую наличие двойного финансирования, когда медицинское учреждение в погоне за числом клиентов в стиле классической ценовой конкуренции снижает цены, возмещая эти потери за счет бюджета или средств обязательного медицинского страхования.

Такие учреждения имеют возможность устанавливать тарифы на более низком уровне по сравнению со средним рыночным уровнем, выигрывая тем самым у конкурентов, либо незаслуженно получают сверхприбыль, реальным источником которой служат не возмещенные в бюджет средства.

Еще одной серьезной проблемой для сектора частной медицины является отсутствие льготного налогового режима. «Большинство медицинских центров закупает дорогостоящее оборудование, соответственно, требует очень серьезных вложений. Если медицинский центр создается с нуля, первые 6-9 месяцев только выстраивается его структура, полноценно функционировать он начинает лишь к концу первого года. При этом налог на имущество и налог на прибыль платится в том же объеме».

Для медицинского бизнеса, как для социально значимых услуг, необходимы налоговые послабления, например, формат приоритетного инвестиционного проекта, при котором предполагаются существенные налоговые льготы.

Принять участие в программе поддержки инноваций в рамках государственной программы поддержки предпринимательства, осуществляемой во исполнение Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, частной медицине тоже сложно, поскольку патенты в медицине мало распространены.

Таким образом, в условиях медленного и неустойчивого выхода экономики из кризиса, модернизации здравоохранения, заявленной правительством, сотрудничество между бизнес-сообществом и государством в стратегических вопросах в здравоохранении крайне необходимо .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...